В Моринцах большой праздник – в село ведут газ! Земляки Тараса Шевченко через 190 лет после его рождения наконец-то приобщатся к цивилизации – до сих пор условия их быта были в состоянии, близком к временам детства поэта. На плачевную ситуацию на родине Кобзаря, включающей в себя черкасские сёла Моринцы, Будище и Шевченково и с 1992 года имеющей статус Государственного историко-культурного заповедника, периодически обращают внимание многие власть имущие, совершающие ритуальные паломничества на мартовские юбилеи поэта. Судя по всему, кое-что уже сделано. В частности, добраться до всех туристических объектов довольно легко, дороги поддерживают в приличном состоянии. Но, к примеру, Шевченковский национальный заповедник в Каневе – древнейший историко-культурный заповедник Украины – уже несколько лет закрыт на ремонт. Когда его откроют для посещения – не известно. И всё равно посетить места, давшие миру мощный талант, а Украине – национальный символ, стоит обязательно.
Полную экскурсию по шевченковским местам вполне можно совершить за один день, если выехать не слишком поздно. От Киева до родины Кобзаря всего 2-2,5 часа ходу в спокойном режиме (около 200 км от центра). Но мы традиционно отправились с ночёвкой. Ехать нужно по Новообуховской трассе через Кагарлык до Корсунь-Шевченковского. Сам город больше связан с именем Богдана Хмельницкого, чем Шевченко, поэтому в центр на этот раз можно даже не заезжать. Едем по окружной до тех пор, пока, сразу после моста через Рось, справа не окажется большой придорожный комплекс «Ветряк», включающий ресторан, гостиницу, сауну и бильярд. Тут можно вкусно и недорого пообедать, отведав настоящей украинской кухни (8 грн. за основное блюдо), по дороге обратно.
Именно от этого места, напротив «Ветряка», идёт основная дорога на Моринцы и Шевченково. Внимание! Хотя шевченковские сёла расположены справа относительно трассы, поворачивать нужно НАЛЕВО по указателю на Лысянку. Дорога закруглится ещё левее и выведет под мост как раз в нужном нам противоположном направлении. Дальше следует всё время придерживаться главной дороги и, где встретятся, указателей на Моринцы и Шевченково (в частности, большие перекрёстки в Стеблёве и Почапинцах – в обоих случаях нужно повернуть налево). Покрытие дороги везде от удовлетворительного до хорошего. Есть ещё маршрут через Городище и Ольшану, но так дольше и дорога похуже.
Итак, первым пунктом логично посетить Моринцы. Поворот на музей с главной дороги отмечен указателем. В этом селе, в хате Копия, в семье Григория и Катерины Шевченко в 1814 году родился маленький Тарас. Рядом – домик его деда Якима Байко. Обе хатки, к сожалению, ненастоящие – их восстановили по рисункам поэта в 1989 г. с тщательным соблюдением технологии и всех особенностей народной архитектуры, характерной для этой местности. За домами открывается очень красивый вид на яр, засаженный фруктовым садом. Вход в музей бесплатный, заплатить в кассе у стоянки можно только за экскурсию.
От Моринцев, опять таки по главной, двигаемся в сторону Шевченково. Через 10 км будет Т-образный перекрёсток, отмеченный скульптурой маленького Тарасика с ягнёнком. Шевченково будет справа, но для начала, повернув налево, можно заехать в Будище, где расположена летняя усадьба Энгельгардов – хозяев этих земель в шевченковские времена. В центре села – вход в парк. Небольшая аллея ведёт прямо к одноэтажному дому, где раньше жила семья помещика, а теперь расположена средняя школа. Здесь Тарас два года прожил «казачком» у Энгельгарда, здесь рисовал свои первые картины и прятал их в дупле огромного 800-летнего дуба, который сохранился и поныне, подпираемый металлическими балками.
И назад, мимо старинной ветряной мельницы, прямиком на Шевченково, бывшую Кереливку, где прошли детские годы поэта. Заблудиться трудно – дорогу к музею от центра села подскажет указатель. Весьма достойное завершение первой части экскурсии. Тут обязательно нужно посетить Литературно-мемориальный музей Т. Г. Шевченко (с.Шевченково; тел: (04740) 52-362), экспонаты которого (в том числе и некоторые оригиналы) воссоздают жизненный путь Кобзаря. Вход стоит всего 1 грн., экскурсия – пятёрку. Лично меня больше всего поразил вышитый на полотне портрет Шевченко, причём сделан так искусно, что с расстояния в 3 м выглядит как писаный маслом. Есть и домик родителей, тоже восстановленный по рисункам, а в «садку вышневом коло хаты» – могила матери. И опять таки великолепные виды на яр, речку и лес. Везло Шевченкам на ландшафты. Кстати, единственной сохранившейся с тех времён постройкой является хатка кереливского дьяка, который учил грамоте маленького Тарасика. Она стоит под стеклом в специальном павильоне совсем недалеко от музея.
От мест, где родился Кобзарь, к земле, в которой он обрёл покой. Едем в Канев, где на высокой круче над Днепром похоронен поэт. От Моринцев к Корсуню можно вернуться той же самой дорогой, а можно и через Ольшану и Городище (учтите, что между этими двумя пунктами есть участок очень плохой дороги). Добираться из Корсуня в Канев напрямик по сельским дорогам не рискнули. Проще и надёжнее вернуться до Мироновки и там свернуть в сторону Днепра. Дорога нормальная, но есть небольшой участок бетонки. Въехав с этой стороны в Канев, нужно двигаться прямо по улице Киевской, плавно переходящей в Ленинскую, до большой площади с универмагом, а там правее по главной попадаем на улицу Шевченко, которая ведёт прямо к Тарасовой (Чернечей) горе.
Для начала о гостиницах. Лучший вариант на сегодняшний день – мини-отель «Княжа гора» (ул. Днепровская, 1; тел: (04736) 35-583) с приличным рестораном и сауной с камином. Расположен на берегу Днепра в километре от Чернечей горы, рядом с пляжем. Обычный двухместный номер с удобствами, горячей водой и даже мини-баром стоит 90 грн., а мы жили в двухкомнатном полулюксе с балконом за 160. Есть ещё люкс за 300. Альтернативой (если в «Княжей…» всё занято, что случается часто) может служить только гостиница «Тарасова гора» (ул. Шевченко, 2; тел: (04736) 22-272, 22-463) в здании, похожем на корпус пионерского лагеря. Находится прямо под горой, на въезде в заповедник. Минимальный ремонт, отсутствие удобств во многих номерах, нестабильная подача горячей воды – всё это переводит в гостиницу в разряд исключительно запасного варианта. Жить тут можно только в люксе за 100 грн., но есть и обычные номера за 65 (цены по состоянию на 2002 г.). На безрыбье и при острой необходимости можете также проверить районную гостиницу «Славутич» (ул. Энергетиков, 20) на въезде в город со стороны ГЭС – мы не рискнули.
Самому городу уже, ни много, ни мало, 860 лет. В 1144 тут был заложен Юрьевский (Успенский) собор (ул. Ленина, 62) – архитектурный памятник княжеской эпохи, с основания которого и принято вести летопись города. Известен он также тем, что в нём 2 дня простоял гроб с телом Тараса Шевченко перед тем, как его похоронили на Чернечей горе. Расположен он на главной площади Ленина. Сразу за ним – Мемориальный парк, где можно найти могилы А.Гайдара и О.Ленского с бюстами. Рядом находится литературный музей Гайдара (ул. Ленина, 78) и музей декоративного народного искусства (ул. Ленина, 64). Ну а на противоположном от Чернечей горы конце города, сразу за «УкрТатНафтой» (кстати, здесь хороший бензин и единственная в городе автомойка), можно отыскать бронепоезд времён войны (ул. Ленина, 141), являющийся памятником героическим защитникам города. Говорят, что его регулярно красят, но через некоторое время с обратной от улицы стороны он неизменно оказывается расписанным граффити.
На Тарасовой горе, где находится Шевченковский национальный заповедник (г.Канев, Тарасова гора; тел: (04736) 42-368), мы уже бывали раза три, причём всё время добирались на машине, хотя из Киева сюда ходят «Восходы» на подводных крыльях (были перебои с этим видом транспорта, но, вроде бы, маршрут восстановили). Первыми туристов встречают старушки, торгующие вышиванками (160-500 грн.) и другими каневскими сувенирами. Покупки сделаем после экскурсии. Несмотря на то, что на самый верх ведёт автомобильная дорога, отмеченная знаком «Въезд запрещён», хотя бы в первый раз стоит подняться на вершину по длинной лестнице, насчитывающей 342 ступени. Подъём нелёгкий, но по дороге часто встречаются скамейки и даже фонтан «Лилия». Преодолевших это испытание встречает торжественная атмосфера мемориального парка с дубовой аллеей, самый большой в Украине памятник Шевченко, крест, стоявший раньше на его могиле, первый музей Кобзаря в маленькой украинской хатынке и огромный современный музей, в настоящее время закрытый на капремонт. И конечно же прекрасные виды со смотровой площадки. Это одно из немногих мест, где сохранился первозданный Днепр, не изуродованный водохранилищами.
Спустившихся вниз поджидают шашлычки на свежем воздухе на двух летних площадках с пластиковыми столиками. Если вы желаете более серьёзно подойти к вопросу утоления своего голода, отправляйтесь в ту же «Княжу гору», где довольно приличная кухня и красивый вид на Днепр (10 грн. за основное блюдо). На противоположном конце города, рядом с бронепоездом и непосредственно возле «УкрТатНафты» был замечен большой летний ресторанный комплекс «Токаревка», стилизованный под украинское село, но о качестве кухни сведений нет. В крайнем случае можно поискать пропитания в скромном и непритязательном кафе «Алые паруса» при гостинице «Тарасова гора». Другие пункты общественного питания города, которые мы проверяли в разное время, не выдерживают никакой критики и могут служить только для очень быстрого и лёгкого перекуса, выпивания бокальчика пива или чашечки кофе. Как жаль, что закрылся ресторанчик киевской сети «Дежавю» на набережной. Дороговато там было для каневской публики, киевляне заезжали редко, вот и не вынес суровых условий существования без посетителей.
Но не отчаивайтесь. Очень хорошо поесть можно уже по дороге в Киев, если ехать через плотину по левому берегу Днепра с великолепными видами на Каневское водохранилище (бетонку на дамбе подлатали – можно проехать безболезненно). В том месте, где дорога примыкает к трассе Киев-Кременчуг, находится придорожный ресторан «Мыслывець» (с. Софиевка, ул. Советская 199; тел: 8-047-37-40-410) сети «Козырная карта» (18 грн. за основное блюдо). Кухня и сервис – традиционно на высоком уровне. Эта дорога до Киева немного длиннее (145 км против 135), но чуть-чуть быстрее за счёт скоростной Бориспольской трассы. Мы потратили 2 часа только потому, что по большей части двигались очень неторопливо. Всего за два дня накатали 600 км. Домой вернулись с вышиванками и глубоким чувством приобщения к великому.