Дорог бояться – в автопутешествия не ездить. Ехать хотелось так, что не остановило даже примерное представление о весеннем состоянии дорог местного значения в Черниговской области. Так что сразу же совет всем последователям – готовьтесь к самому худшему. Нет, не к «самому», а к «САМОМУ!». Благо, что расстояние между тремя жемчужинами дворцово-паркового искусства Черниговщины совсем невелики – не более 30 км. При скоростном режиме в 40-60 км/ч (иногда 20-40) они вполне преодолеваются за полчаса без потерь для колёс и подвески. Но нервы выматывает почище пробки на Московском мосту. Слалом между ямами, резкие сбросы скорости почти до нуля там, где объехать невозможно, тряска на колдобинах и тому подобные прелести. Иногда дороги нет, есть только направление. В прямом смысле – есть поворот, что-то типа аллеи с деревьями по бокам, а дороги нет, всё заросло. Как сказка вспоминаются просто шикарные на этом фоне «хайвеи» (до 150 носился!) между сёлами Полтавщины. Кто боится трудностей пути – вам в Сорочинцы и Диканьку. А мы поехали смотреть парки и дворцы.
В час дня выехали из Киева в Броварском направлении. На главной развилке в Броварах – вправо, на сумскую тарссу. Впереди было 3 свободных дня, так что решили заодно побывать и в Сумах (как-то встретил фотографии отреставрированной центральной части города - очень понравилось). План был таков: Киев-Тростянец-Сумы (ночёвка)-Сокиринцы-Качановка (ночёвка)-Киев. Детали уточнили за лёгким обедом в придорожном кафе «Вираж» на выезде из Русанова (рекомендую – отличный недорогой шашлык!). По ходу планы пришлось корректировать.
Углубляться в дебри украинской глубинки сегодня уже не хочется. После прогулки возвращаемся на сумскую трассу и вперёд – на Сумы. Вот она, настоящая засада. Двадцатикилометровый участок от Сребного до границы Сумской области, сразу после короткого отремонтированного участка. Громадные рытвины встречаются каждые 300-500 метров, их хорошо видно заранее благодаря множеству жирных, чёрных следов экстренного торможения, оставшихся от тех, кто перед этим слишком сильно разгонялся. Большинство ям щедро засыпано простым щебнем, но проезжать всё равно нужно со скоростью пешехода. По Сумщине ситуация получше, но тоже местами. Особенно плохи дела в Ромнах, их рекомендую проходить через центр (после второго переезда сразу налево на бульвар) – улицы разбиты, но не до такой степени, как объездная. Короче, измотала поездка за эти 2 часа капитально, в Недригайлове пришлось даже сделать краткосрочную остановку на кофе и на покурить. Кстати, кафе «Старый Млын» с мотелем – единственное приличное заведение в этих краях, где готовят популярный в придорожных барах эспрессо «Р.Е.Й.В».
Город довольно молодой – ему всего 350 лет. Основан, как считается, белоцерковскими казаками для защиты южных границ Московской Руси от нападений татар и названый по имени речки Сумки, которая сливается с Пселом как раз в районе исторического центра. Накануне Полтавской битвы здесь бывал Пётр I. Была тут и деревянная крепость, превратившаяся впоследствии в парковую зону. Объекты туристического интереса сконцентрированы в центральной части. Дороги в городе в плохом, но проезжем состоянии. Весенние ямы во многих местах уже нарезаны на квадраты и их понемногу латают.
Светового дня ещё хватает на прогулку по центру. Пешеходную улицу Соборную действительно хорошо отреставрировали, одели в тротуарную плитку «от Омельченко» и подсветили фонарями. Правда, выглядит она какой-то пустой и скучноватой, хотя на ней полно разнообразных банков, магазинчиков и развлекательных заведений. Выделяется красивый Спасо-Преображенский собор с доминирующей высокой колокольней. Реставрационные работы ведутся и на параллельной улице Фрунзе. Силуэтная композиция двухэтажного исторического центра дополнена вертикалями Воскресенской и Ильинской церквей. Вокруг парки и скверики. Большая и официозная площадь Независимости со зданием Горсовета и Обладминистрации – резиденцией славного губернатора Щербаня. Вечерний моцион совмещаем с определением лучшего места для ужина. Выбор очень большой, во многие заведения заходим просто чтобы проверить, а позднее ещё и поколесили по городу на такси в поисках лучшего места для вечернего времяпровождения. Получился впечатляющий список.
«На Псельской», бар (ул. Псельская, 26; тел: (0542) 21-02-39) Рекомендую! Отличный ресторанчик-пивоварня рядом с центром города, в 100 м от отеля «Химик». Фирменное Ас-пиво «Псельское» (2.50 грн. за 0.5 л). Два зала в стиле классического английского паба. Столик лучше заказывать заранее, поскольку заведение пользуется большой популярностью у приезжих. Средняя цена основного блюда – 15 грн.
«У камина», ресторан (ул. Соборная, 34; тел: (0542) 21-26-41) Расположен в самом центре города, в пешеходной зоне. Спокойная обстановка (если не смущает традиционная живая музыка), приятный интерьер, хорошее обслуживание. Европейская кухня, богатое рыбное меню, всё очень вкусно. Средняя цена мясного блюда – 15-20 грн., рыбного – 20-30 грн.
«Модерн», кафе-бар (ул. Ковпака, 71; тел: (0542) 24-71-83) Ресторан-клуб на окраине города, в районе новостроек. Заведение с претензией на элитность. Богато оформленный ресторанно-банкетный зал (не курят) и «молодёжный» зал с шоу-программой (бывает стриптиз). Вход в банкетный зал – 30 грн. (15 из них входят в счёт), в «молодёжный» – 45 грн. Средняя цена основного блюда – 15 грн.
«Амигос», таверна (ул. Соборная, 44; тел: (0542) 21-58-29, 22-12-20) Расположен в самом центре города, в пешеходной зоне. Входит в развлекательный комплекс «Гриф» с баром и боулингом (от 27 грн. за час). Стильный интерьер, острая мексиканская кухня, но пустовато даже на выходные (для нас зал специально открывали – там вообще никого не было).
«Сан-Ремо», развлекательный комплекс (Красная площадь, 2; тел: (0542) 27-51-37) Популярный у состоятельных горожан комплекс отдыха почти в самом центре города. Здесь проводят семейные вечера с детьми. Есть бар, ресторан, дискоклуб, бильярд. Для детей – Интренет-клуб с компьютерными играми. Классический современный интерьер. Работает до 4.00 утра.
«Старый млын», ресторан (пер. Дачный, 9а: тел: (0542) 22-98-41, 22-36-04) Комплекс отдыха в курортной зоне на берегу реки Псел, недалеко от центра города. Выполнен в стиле украинского села с мазанками и соломенными крышами. Ресторанный зал, отдельные кабинки, пляжная зона. Традиционная украинская кухня: сало с чесноком, домашняя колбаса, соленья, деруны, юшка, борщ и т.д.
«Гурман», ресторан восточной кухни (ул. Петропавловская, 65; тел: (0542) 22-54-74) Расположен рядом с центральной частью города. Считается одним из старейших дорогих ресторанов города. Работает с 12.30 до 24.00.
«Зоряна нич», ресторан (ул. Первомайская, 29; тел: (0542) 215-753) Популярный у местных жителей ресторан клубного типа с дискотекой. Очень шумно.
Само село производит поразительное впечатление: деревня деревней, но повсюду кипарисы и какие-то вечнозелёные кустарники – чисто Ялта! Одинаковые типовые домики вдоль главных улиц, приличного вида административные здания, относительная чистота. Ко входу в парк ведёт кипарисовая аллея, вдоль которой стоят образцово-показательные хатки. У ворот парковка, табличка с расценками (вход – 1 грн., экскурсия – 10 грн.), но никакой кассы не видно, все двери закрыты, никто ничего не спрашивает и вообще поблизости только одна машина с киевскими номерами. И тишина… Углубляемся в парк.
Основан он был в 1834 г. известным украинским магнатом Иваном Скоропадским – памятник ему стоит на входе, а сам он похоронен на территории. Сейчас это дендрологический парк в ведении НАН Украины, где проводят разные научные изыскания. Территория очень большая. Такое впечатление, что без экскурсовода можно заблудиться. Особенно в той части, что с противоположной стороны реки, где искусственно создан уникальный ландшафт. Дорожки петляют между горками и холмиками, поросшими всевозможными деревьями, большинство из которых хвойные и завезены из самых разных мест. Всё это насыпалось и копалось вручную, чтобы создать нужные климатические условия для каждого растения. В разных местах можно наткнуться то на памятник Шевченко, то на скифскую бабу, то на ротонду, то на колонну Печали. А в озере тихо плавают лебеди – не забудьте захватить батон для кормёжки. Большинство аллей и полянок имеют свои названия. Чтобы разобраться, нужно либо иметь план, либо нанимать экскурсовода.
Самая беглая прогулка занимает не менее двух часов, а хочется ещё успеть в Качановку. Двигаемся дальше, от парковой аллеи вправо до развилки с танком на постаменте, а оттуда по указателю на Ичню. Дорога кошмарная. Минут за 20-25 добираемся до большого села Парафиевка, а там в центре стоит указатель на Качановку. Ну всё, хотя бы не заблудились. Проезжаем через Петрушовку, затем мост через речку и мы перед въездом на территорию качановского парка. Дорога идёт круто вверх, а дальше шлагбаум и охранник, у которого можно выяснить все вопросы, начиная от парковки и заканчивая ночлегом. За 15 грн. он пускает нас на территорию прямо ко дворцу на машине.
Этот парк произвёл наибольшее впечатление из всей тройки. Точнее, это следует называть дворцово-парковым комплексом, поскольку дворец играет в ансамбле далеко не последнюю роль. Итак, усадьба семьи Тарновских 19-го века, где останавливались Тарас Шевченко, Пантелеймон Кулиш, Марко Вовчок, художники Врубель и Петров-Водкин. Можно побывать в беседке Глинки, где создавалась опера «Руслан и Людмила», в зале, где пел Гулак-Артемовский, Гоголь впервые читал «Женитьбу», а Репин работал над картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»… Одно только перечисление выдающихся гостей усадьбы займёт, думаю, целую страницу. А ещё можно прогуляться среди Романтических руин, вдоль наибольшего среди 12-ти прудов Майорского к поляне Шевченко, в урочище Пустая Криница, на горку Любви и т.д. Понимаем, что за вечер всего не осмотреть, нужно искать ночлег.
Двухэтажный дворцовый флигель, в котором находиться гостиница, оказывается закрыт. Охранник объясняет, что нужно найти в Петрушовке администраторшу и даёт наводку на её дом. А она вдруг заявляет, что в номерах сейчас не убрано, что делать этого сейчас никто не будет потому, что воскресенье, что можете поселиться в домике садовника, но там не все удобства и нет горячей воды. Предложение переплатить сверх тарифа действия не имеет. Что ж, к большому сожалению, частное предпринимательство в этих краях не процветает, и коммерческой жилки в людях просто нет. Даже пообедать тут негде, продукты нужно везти с собой и готовить на кухне во флигеле. Но для уединённого отдыха небольшой компанией на свежем воздухе в романтической и необычной атмосфере – место идеальное! Только гостиницу нужно заказывать заранее: (04633) 2-41-15, 2-41-25, 2-41-05. Для проживания предлагают двухместные номера с удобствами, горячую воду обеспечивает «Титан», а на втором этаже есть шикарный зал, где был кабинет одного из хозяев усадьбы и откуда открывается отличный вид на парк и дворец. Стоимость – от 20 грн. с человека. Решаем съездить сюда ещё раз с друзьями с ночёвкой, а пока, чтобы не возвращаться сразу в Киев, решено снова посетить Чернигов.
Достопримечательности города описывать не буду, подробнее читайте в другом отчёте. Отмечу несколько нюансов по развлекательной инфраструктуре. Полюбившийся нам по прошлым разам пивной ресторан «Старый град» (пр. Мира, 32; тел: (04622) 7-41-65) сейчас не работает. Отличной заменой ему может служить ресторанчик "Mamma Mia!" (пр. Мира, 47; тел: (0462) 17-57-76) рядом с "Домом книги", привлекающий оригинальным интерьером, спокойной атмосферой и хорошей кухней. Для солидных автотуристов можно порекомендовать шикарный ресторан «Ливадия» на углу ул. Пушкина и Свердлова. И по прежнему культовым местом остаётся клуб-кафе «Этуаль» (ул. Пятницкая, 50; тел: (0462) 185-730, 185-739) на пересечении улиц Киевской и Пятницкой с дискотекой и боулингом «Светофор».
Утро началось с завтрака в «Этуали» и традиционной прогулки по черниговскому валу. Дальше перед нами лежала прямая как стрела дорога на Киев, казавшаяся после всего предыдущего настоящим автобаном. Общий пробег за три дня путешествия составил около 850 км. Бюджет поездки уложился в 750 грн., включая бензин, гостиницы и кабаки (исключая некоторые «излишества» типа немалого количества дорогого коньяка в ночном баре гостиницы в Сумах). Надеюсь, поездка не сильно отразилась на состоянии ходовой автомобиля, а то придётся приплюсовать сюда ещё и амортизацию. Впечатлений просто масса. Рекомендую всем! Только берегитесь ям и берегите подвеску…