[На главную]

ДОРОГАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Андрей ТЫЧИНА
№102 09.06.2000 «День»

Билл Клинтон — официально признанный рекордсмен среди американских президентов по количеству и продолжительности зарубежных турне. В общей сложности за время своего правления он провёл за границей 226 дней (не считая последней поездки), почти в два раза переплюнув предыдущего рекордсмена Рональда Рейгана. Именно внешнеполитические успехи являются главным коньком нынешней администрации Белого дома в предвыборной кампании преемника Клинтона демократа Альберта Гора, и в то же время — главной мишенью их оппонентов из республиканской партии. ЕС — Россия — Украина — это цепочка болевых точек во внешней политике США, на которые попытаются воздействовать оппоненты с обеих сторон — разбередить или успокоить.

С Евросоюзом и Россией у США проблемы серьёзные. Объединённая Европа угрожает монополии Штатов на мировое экономическое господство. Как бы тепло ни встречали американского президента в Португалии после 15-летнего ожидания, однако его присутствие не помогло снять противоречия на переговорах между представителями ЕС и США по поводу торговых конфликтов между этими двумя центрами мировой экономики. А Россия остаётся и даже укрепляется в роли главного политического и военного противовеса политики расширения сфер влияния Штатов в мире. Коронным номером PR кампании Клинтона должно было стать решение о развёртывании национальной системы противоракетной обороны, призванной защитить американских граждан от возможности использования ядерного оружия против США международными террористами. Угрозу терроризма в США считают одним из главных вопросов национальной безопасности — Национальная комиссия по терроризму при Конгрессе даже опубликовала специальный отчёт, в котором призывает американцев усилить бдительность в связи с высоким риском террористических актов как в стране, так и за границей. Потому, пребывая в Москве, американский президент призывал россиян не упускать из виду опасность распространения в мире «ядерного и другого смертоносного оружия». По его словам, это оружие может попасть «в опасные руки, что может угрожать обеим странам». Проблема в том, что формально США не могут пойти на создание противоракетной системы, не пересмотрев уже давно и благополучно забытый Договор о противоракетной обороне, подписанный между США и СССР в 1972 году. Хотя Россия и заявляет, что имеет достаточный потенциал для защиты своих интересов в сфере обороны в случае одностороннего развёртывания Штатами локальной системы, россияне всё- таки настаивают на создании совместного российско-американского «ядерного зонтика», так как наращивание собственных ядерных мускулов выльется для них в копеечку. Характерно, что в вопросе ПРО у России нашлись союзники и в Европе. От поспешных шагов предостерёг Клинтона и немецкий канцлер Герхард Шрёдер, который считает, что реализация идеи американской противоракетной системы может привести к нарушению ядерного баланса в мире. К тому же провести через американский Конгресс новый или даже модифицированный договор по контролю над вооружениями Клинтону вряд ли удастся. Республиканцы в Конгрессе ясно дали понять, что развертывание системы должно происходить независимо от позиции России, а возрождение даже в измененном виде умершего американско-советского договора по ПРО, «который лишает Соединенные Штаты возможности защитить себя от ракетных ударов», — слишком высокая цена за финальный аккорд под занавес президентства Клинтона.

Если тихая торговая война между США и ЕС для Украины — проблема не особо актуальная (свои проблемы украинские экспортёры имеют и с теми, и с другими, а сил и влияния не хватает, чтобы решить даже их), то полнейшее молчание официального Киева по вопросу о ПРО, по крайней мере, удивляет. Судя по всему, ни в МИДе, ни в Администрации Президента никто даже не потрудился сочинить хоть какую-нибудь, пусть даже самую обтекаемую и отстраненную формулировку типа: «Стремление США к защите от терроризма приветствуем, но для сохранения стабильности в мире при этом должны быть учтены позиции всех заинтересованных государств, в первую очередь — России». Видимо, в Украине полностью полагаются на собственные Стратегические неядерные силы сдерживания, которые, по мнению министра обороны Александра Кузьмука, «способны обеспечить такой уровень ущерба для агрессора, что принудят его отказаться от агрессии». Правда, американский посол Стивен Пфайфер высказал удовлетворение прозрачностью позиции Украины в отношении пересмотра договора по ПРО, но что именно ему было видно за этой прозрачностью, дипломат корректно не уточнил.

Официальный Киев рассчитывал воспользоваться «предвыборным положением» Клинтона для решения двух, наиболее актуальных на сегодняшний день, вопросов. Главный из них — возобновление кредитования украинской экономики со стороны МВФ и Всемирного банка. Визит американского лидера мог считаться для Украины действительно удачным только в том случае, если бы тот предоставил реальные гарантии использования всего, далеко не малого, влияния США в международных финансовых организациях для решения этого вопроса. Накануне визита вице- премьер Юрий Ехануров прямо заявил, что украинское правительство будет просить американскую сторону оказать помощь в переговорах с МВФ. Об этом же говорил и украинский Президент. Что именно ответил Кучме Клинтон, доподлинно не известно. Дипломаты назвали его ответ «выражением желания» помочь выстроить отношения с МВФ. После переговоров ни тот, ни другой тему кредитов не поднимали. Лишь на следующий день Леонид Кучма дал понять, что вскоре проблема EFF (программа расширенного кредитования) будет разрешена, поскольку американцы хотят помочь Украине в реформировании экономики, а без кредитов этого никак нельзя сделать. Теперь главное, чтобы «желание» Клинтона реализовалось в «возможность». Миссия МВФ собирается заехать в Украину ориентировочно 20 июня. К этому времени правительство планирует отрапортовать о выполнении ряда требований Фонда о реформировании банковского и финансового сектора, а также бюджетной политики. Хотя некоторые вопросы, в частности об экспортной пошлине на подсолнечник, видимо, останутся открытыми. Кроме того, в Украине работают представители руководства Всемирного банка, изучающие возможные направления новой стратегии помощи. Всемирный банк также ставит вопрос выделения помощи в зависимость от хода экономических реформ в Украине. Конкретной даты возобновления внешнего финансирования пока никто не назвал.

Второе, что надеялись услышать от Клинтона в Киеве, это гарантии полноценного финансирования мероприятий по закрытию Чернобыльской АЭС и переоборудованию саркофага над 4-м энергоблоком, который уже давно начал трескаться. Также очень хотелось услышать обнадёживающие слова о перспективах создания компенсирующих мощностей, в частности о выделении средств на достройку двух реакторов на Хмельницкой и Ровенской АЭС. В обмен предлагалось магическое заклинание: «15 декабря». Однако если раньше Киев ставил вопрос о закрытии ЧАЭС в прямую зависимость от компенсации утрачиваемых в этом случае «киловаттов», то нынче из высшего руководства государства такую позицию позволяет себе занимать только председатель Верховной Рады Иван Плющ. Клинтон гарантировал со своей стороны 78 миллионов долларов. Ещё почти 700 миллионов предстоит насобирать среди стран-доноров Чернобыльского фонда на предстоящей в июле конференции в Берлине. В Украине надеются, что там США добавят ещё что- то сверх обещанной суммы, и даже мысли не допускают, что необходимых средств не удастся найти. Что касается компенсирующих мощностей, то полной ясности в этом вопросе так и не появилось. Премьер- министр Виктор Ющенко, правда, отметил «полное понимание» Клинтоном необходимости завершения строительства энергоблоков в Хмельницком и Ровно, а также поиска 90—100 миллионов долларов в год на закупку компенсирующего альтернативного топлива в виде угля или мазута. Однако можно ли надеяться на такое же «понимание» со стороны остальных стран-доноров — вопрос сомнительный. Евросоюз по- прежнему настроен проталкивать идею поиска для Украины альтернативных источников энергии, чтобы не загрязняли окружающую среду и поменьше баловались с «атомом». Веское слово Вашингтона в Берлине может быть не услышано.

Самого же Клинтона и стоящих за ним американских демократов больше всего волновала, кроме даты закрытия ЧАЭС, проблема украинской коррупции. В ходе визита была подписана Программа сотрудничества в борьбе с коррупцией и организованной преступностью на 2000—2005 годы. Но это лишь официальная часть. Видимо, самое интересное всё же происходило за закрытыми дверями. Для демократов принципиально важно продемонстрировать, что Белый дом имеет дело только с честными правительствами постсоветских стран. Или, по крайней мере, что эти правительства прилагают максимум усилий для очищения от коррупционного элемента. Публикация в Financial Times с изложением заявления американских адвокатов обвинённого в «отмывании» денег экс-премьера Павла Лазаренко о том, что он собирается «сдать» некоторых других высокопоставленных участников своих финансовых операций, естественно, оказалась как нельзя более «в тему». Ключевой фигурой во всех махинациях в газете названа вице-премьер Юлия Тимошенко. Оказывается, и в нынешнем благословлённым в Вашингтоне реформаторском правительстве Украины есть «тёмные лошадки». Правда, партия «Громада» заявила, что в оригинале заявления адвокатов Лазаренко упоминаний о Тимошенко нет. Видимо, всё это домыслы британских журналистов, считающих себя сильно осведомлёнными в делах украинских олигархов. Действительно, кто бы мог предположить, что между Тимошенко и Лазаренко была какая-то связь?

Кстати, особенно неприятно, что вывезенные из Украины деньги возвращать никто не собирается. Если вина Лазаренко в преступлениях на территории США будет доказана (по одному пункт в сговоре об «отмывании» денег, по 7 пунктам — в «отмывании» денег, по 23 — в перемещении похищенного имущества), то согласно общему принципу территориальной юрисдикции, вся его собственность, связанная с совершёнными преступлениями, будет конфискована в пользу этой страны. Да и сам Павел Иванович оказался недоступен для жаждущих его тела украинских правоохранительных органов, поскольку договор об экстрадиции Украина с США так и не заключила. Леониду Кучме осталось лишь передать Биллу Клинтону, с каким удовольствием была встречена в Украине информация о выдвинутых американцами Лазаренко обвинениях.

Если Павел Иванович сдержит слово и начнёт называть фамилии, положению Юлии Тимошенко не позавидуешь. Давление всех конкурентов- олигархов вместе взятых — ничто по сравнению с укоризненным взглядом из Вашингтона в сторону Киева, хотя презумпцию невиновности в Штатах очень уважают. К тому же суд вполне может затребовать всех проходящих по делу для дачи показаний. Ехать или не ехать, это уже другой вопрос. Не говоря уже о том, что следователь сможет приехать и сам. В случае, если вдруг причастность Тимошенко к незаконным финансовым операциям будет доказана в суде, Белому дому ничего не останется, как мягко намекнуть Киеву о нежелательности её дальнейшего пребывания в должности. Хотя, тут и намёков никаких не потребуется. Всё и так предельно ясно. Личность Лазаренко достаточно одиозна и весома, чтобы потянуть за собой на дно кого угодно. Даже сторонники Тимошенко в парламенте на вопрос, что будет, если американцы докажут её связь с криминалом, отвечают коротко: «Все должны сидеть». Хотя при этом добавляют, что в таком случае вопросы вызывает странная избирательность Фемиды в подходах к украинским олигархам. В любом случае США, наравне со Швейцарией и Бельгией, становятся для них зоной повышенного риска.

Естественно, и заявление адвокатов Лазаренко, и статья в Financial Times появились не случайно. Разоблачения «главного украинского коррупционера» совпали как с визитом Клинтона в Киев, так и с обострением противостояния между энергетическим вице-премьером и основными парламентскими группировками. Конечно, трудно себе представить, что украинские олигархи имеют хоть какое-то влияние на американскую правоохранительную систему, но в какой-то мере контролировать входящие и исходящие информационные потоки они вполне способны. Можно даже выдвинуть версию о наличии некой координации действий неких политиков обеих стран, хотя это уже из области чистых предположений. Юлия Тимошенко оказалась между двух огней. С одной стороны, её «валят» влиятельные соотечественники, а с другой, «подставляет» Запад. «Крыша» в виде Виктора Ющенко в этой ситуации ей вряд ли может помочь. Президент остаётся в стороне от конфликта, заявляя, что согласно Конституции все кадровые решения в правительстве должен принимать премьер. При этом премьер решений принимать не хочет, утверждая, что вопрос урегулирования проблем энергетики необоснованно переводится из профессиональной плоскости в политическую.

С профессиональной точки зрения текущее положение в ТЭК также выглядит неоднозначно. Контролирующий выполнение указа Президента о состоянии в энергетике секретарь СНБО Евгений Марчук утверждает, что ситуация существенно ухудшается, напоминая, что в мае единая энергетическая система государства была на грани развала, 5 блоков атомных электростанций не работали, а долг перед российскими поставщиками природного газа возрос почти на 100 миллионов долларов вследствие несанкционированного отбора 1 миллиарда кубометров транзитных. Тимошенко опровергает все обвинения, оперируя при этом иными цифрами: проплаты за природный газ деньгами увеличились на 12% и составили 90% в мае, с государственных облэнерго удалось собрать 40% средств, тогда как раньше собирали только 7%, а все АЭС работают и простаивают исключительно в плановом режиме. Истина, естественно, станет известна ближе к зиме, когда станет понятно, насколько тепловые и электростанции обеспечены топливом, а Россия предъявит свои счета за газ. Однако Президент предупреждает, что если в ближайшее время ситуация в топливно-энергетическом комплексе будет продолжать ухудшаться, решение примет Совет национальной безопасности и обороны.

Вряд ли Билл Клинтон имел счастье за короткий период своего визита в Киев достаточно глубоко погрузиться в увлекательный мир новейшей политико-энергетической истории Украины, чтобы в полной мере насладиться всеми нюансами высоковольтных отношений в наэлектризованной среде украинской элиты. Для него в этой истории важен не сюжет и даже не развязка, а броский заголовок, желательно в Financial Times. Тем более, что абсолютному рекордсмену по заграничным визитам на родине ещё предстоят «разборки» с Конгрессом по поводу гигантских сумм, потраченных Белым домом на 48 президентских вояжей (включая и последний), в ходе которых он посетил 67 стран. Успешная дипломатия дорого стоит. А большая дипломатия может стоить очень дорого.

[На главную]

Сайт управляется системой uCoz