Программу правительства в пятницу в парламенте слушали вполуха. Во-первых, те, кому было интересно, уже давно ее прочитали. Во-вторых, свое отношение к правительственному вопросу каждая фракция уже выработала. В-третьих, какая вообще разница, что там написано? Программы Кабминов утверждаются не за качественную текстовку — само правительство должно быть достойно гарантий парламентской неприкосновенности в течение года. Премьеру Анатолию Кинаху таких гарантий дать пока не готовы.
Ни одна фракция не высказалась одобрительно в адрес представленного премьером документа. Критиковали и представители оппозиции, и пропрезидентские силы, и даже члены очень близкой г-ну Кинаху фракции ППУ и «Трудовой Украины». Общее мнение — документ декларативный, популистский, не содержит конкретики, и потому должен быть существенно доработан. Впрочем, только две фракции — «Наша Украина» и БЮТ — предлагают поставить под программой жирную двойку и дальше говорить об отставке Кабмина. Остальные готовы принять ее во внимание и до осени дать правительству время для работы над ошибками. Причем сам премьер очень даже не против. Два-три месяца отсрочки — именно то, что ему сейчас нужно.
Временное правительство Кинаха как-то незаметно превращается в правительство долгожителей. Еще год назад аналитики спорили, удастся ли ему продержаться до парламентских выборов или же передел исполнительной власти наступит гораздо быстрее. Несмотря на то, что Анатолий Кинах не имел серьезной политической поддержки ни в парламенте, ни за его стенами, отношение основных политигроков из лояльного к власти лагеря к нему было вполне благосклонным. Его рассматривали как временщика, который возьмет на себя весь социальный негатив в случае, если планка, выставленная ранее Виктором Ющенко, окажется слишком высокой. Ну и подготовит место для прихода настоящего бойца. А приход все никак не наступает.
В то же время Кинах идеально вписался в созданную Президентом систему сдержек и противовесов, оказавшись в самом центре этой сложнейшей конструкции. Одни считают его своим, другие относятся с большой долей недоверия, но никто не ощущает слишком больших преимуществ или неудобств от деятельности возглавляемого им высшего органа исполнительной власти. Кроме, разве что, Леонида Кучмы, которому на период формирования парламента как раз и нужен был такой неприметный премьер. Даже перманентная критика Кинаха со стороны ющенковцев выглядит скорее как ритуальная, чем объективная — они просто не могут не критиковать премьера, сменившего на посту Виктора Андреевича.
Общая вялость атмосферы, в которой проходило выстраданное выступление Анатолия Кинаха перед депутатами, заставляет еще больше задуматься, а зачем, собственно, это было нужно? Премьера чуть ли не за уши втянули в сессионный зал перед самыми каникулами и поставили на ковер, чтобы послушать ничего не значащие фразы, сделать ничего не значащие замечания и отправить отдыхать до осени. Программа нужна была Анатолию Кирилловичу сразу после парламентских выборов, когда вопрос о ротации правительственного состава встал особо остро, но теперь напряжение заметно спало. Отчет премьера нужен был «Нашей Украине», СПУ и «Батьківщині», чтобы угрозой отставки и далее не ослаблять психологического давления на власть, но сил для этого явно недостаточно.
Голосование по результатам слушания правительственной программы должно состояться в четверг. Вероятны два сценария развития событий. По мнению спикера Владимира Литвина, программа А. Кинаха будет принята Верховной Радой к сведению, и одновременно парламент порекомендует Кабмину серьезно ее доработать. Что касается возможности возникновения вопроса об ответственности, В. Литвин уверен, что «у депутатов есть понимание, сейчас не нужно ставить вопрос об отставке правительства». Он и сам возникнет осенью.
В то же время в блоке Ющенко не исключают, что им удастся к следующему четвергу собрать более 225 голосов за отклонение программы. По мнению практикующего политолога Николая Томенко, «это будет означать начало первого этапа отставки правительства». То есть отставка все равно произойдет осенью, но горячие летние месяцы можно будет потратить на договоренности по составу нового Кабмина. Депутат уверен, что хорошим куском правительственного пирога могут соблазниться не только оппозиционные силы, но и парочка фракций бывшей «Единой Украины». Они-то и должны, по идее, обеспечить искомый результат голосования. Впрочем, первые недели продуктивной работы парламента не дают особых надежд оппозиции, зато демонстрируют способность власти решать ключевые вопросы. Оппозиционным фракциям, не имеющим возможности протаскивать собственные решения, остается только пугать власть призраком отставок, импичментов и следственных комиссий. В то же время отдельные голосования красноречиво свидетельствуют о наличии в парламентских недрах при необходимости некоего большинства, иногда даже конституционного. Таким образом, результат голосования в следующий четверг во многом будет зависеть не от политического расклада в самой Раде, а от дальнейших планов Банковой по отношению к Кинаху лично и правительству в целом. Существует и третий вариант — программа правительства может быть... принята. Безусловно, для этого нужно где-то найти 226 голосов. Но ведь в Администрации теперь есть прекрасный специалист по организации «форс-мажорных» голосований.