[На главную]

Экстремальный парламентаризм – 2

Андрей Тычина
ДС №51 (23.12.2002)

«Будем сидеть, пока не договоримся», — таким видит ближайшее будущее деятельности народных депутатов коммунист Адам Мартынюк. С понедельника возобновляются мирные переговоры между парламентским большинством и оппозицией о путях разрешения самого глубокого за последние несколько месяцев парламентского кризиса. Кризиса, поставившего под сомнение дееспособность как оппозиционной «четверки», так и пропрезидентской «девятки», и Верховной Рады в целом. Кризиса, уже стоившего Украине финансовых санкций со стороны FATF за непринятие в оговоренные сроки изменений к закону об отмывании грязных денег и поставившего на грань срыва бюджетный процесс.

Идейные вдохновители большинства решили сыграть ва-банк. В минувший вторник в ответ на блокирование работы парламента оппозицией, наотрез отказавшейся расставаться с руководящими должностями в большинстве парламентских комитетов, менять председателя Нацбанка и возвращать на повторное второе чтение бюджет-2003, «девятка» пошла на силовое решение проблемы. Не имея возможности воспользоваться передовыми достижениями компьютерной техники в виде электронной системы «Рада» для своего волеизъявления, сторонники Президента пустили в ход откатанный еще на Земельном кодексе механизм «бумажного голосования» — именными бюллетенями. В них депутатам большинства предлагалось одним махом проголосовать и по Нацбанку, и по комитетам, и по бюджету. «Четверка» пообещала не допустить «беспредела». Для нее это означало полное поражение и окончательное отлучение от большой политики. «Где будем морды бить?»— весело потирая кулаки, спрашивал видный деятель одной крайне оппозиционной фракции у своего не менее воинственного коллеги...

Голосование проходило при соблюдении строжайших мер конспирации и в условиях, приближенных к боевым. В Украинский дом решили не переходить, но на всякий случай там проходил съезд «Трудовой Украины», готовый при необходимости принять «беженцев» с Грушевского. Бюллетени изготовлялись подпольно и тщательно охранялись. Урны для голосования решили не устанавливать, как обычно, в кулуарах, где они могли бы стать легкой добычей воинствующей оппозиции, а спрятать процесс волеизъявления подальше от посторонних глаз — в одном из кабинетов руководителей ВР. Правда, «малодушный» спикер Владимир Литвин не пожелал предоставить для этого таинства свою суверенную территорию, поэтому после рассмотрения нескольких вариантов выбор пал на офис представителя Президента Александра Задорожнего. Выбор, следует отметить, весьма символичный. Уже спустя какое-то время Юлия Тимошенко обратила внимание на то, какую весомую роль сыграла в организации «альтернативного» голосования фракция главы Администрации Президента Виктора Медведчука СДПУ(о). Взять хотя бы тот факт, что временную счетную комиссию возглавил именно социал-демократ — Владимир Заец. «Скажи мне, кто считал, и я скажу, какие результаты голосования...»

К процедуре голосования, состоявшегося в парламенте 17 декабря, у оппозиции есть масса юридических претензий. «Девятке» пришлось использовать весьма вольную трактовку регламента ВР, чтобы обеспечить внешнюю легитимность своих действий. Начать с того, что само решение временно отступить от норм регламента было принято ею с нарушением того же регламента. Есть сомнения и по поводу легитимности счетной комиссии, которую сформировали из одних «большевиков», а не из представителей всех фракций, и относительно «пакетного» способа голосования таких разных вопросов двумя бюллетенями (один — за отставку Стельмаха, другой — за назначение Тигипко, ротацию председателей комитетов и отмену второго чтения бюджета), и в правомочности рассмотрения вопроса об отставке главы НБУ в его отсутствие (Стельмах лег в больницу на операцию), и, наконец, что касается самих результатов голосования. Оба постановления вроде бы набрали 229 и 232 голоса соответственно. Вот только голосование было как бы открытым, а поименного списка проголосовавших так никто и не опубликовал. И сами бюллетени исчезли в неизвестном направлении. Бурные оперативно-розыскные мероприятия оппозиционеров не дали результатов. В большинстве говорят — украла оппозиция, «четверка» утверждает — припрятала «девятка». В любом случае, подтвердить легитимность голосования невозможно.

Таким образом, у противников власти есть все основания оспаривать революционное решение их оппонентов в судебном порядке, чем они не преминули воспользоваться. В Печерский местный суд Киева уже поступило заявление о фальсификации результатов голосования, а от Генеральной прокуратуры потребовали возбудить соответствующее уголовное дело. Впрочем, у «девятки» к их противникам не меньше претензий. К применению адекватных методов ее вынудили силовыми действиями возле парламентской трибуны. Как еще реагировать на систематическое блокирование работы Верховной Рады телами оппозиционеров, также явно выходящее за пределы норм регламента. Не создавать же и впрямь спецподразделение парламентской полиции, чем уже давно стращают депутатов-хулиганов. «Девятка» захватила всю власть в стране и заявила, что берет на себя ответственность за ее будущее. «Четверка» обещает сделать все, чтобы эта ответственность наступила как можно быстрее. Обе стороны пошли на откровенно неправовые действия, что в итоге и загнало ситуацию в тупик. Понимание всей бесперспективности дальнейшей эскалации напряженности существует по обе стороны баррикад. Конфликт перешел в стадию «холодной войны» и потихоньку двигается к «разрядке».

«Большевики» ведут переговоры с позиций сильного — они отвоевали стратегический плацдарм и отступить готовы лишь на несколько шагов. В частности, лидер НДП Валерий Пустовойтенко озвучил предложение вернуть оппозиции четыре ключевых комитета (бюджетный, регламентный, правоохранительный и по свободе слова). «Четверка» выдвигает не менее радикальное требование — полностью отменить результаты голосования 17 декабря и заново рассмотреть все те же вопросы, но уже строго по регламенту. Главный коммунист Петр Симоненко утверждает, что без этого Верховной Раде не дадут возобновить работу. Оппозиционеры даже угрожают досрочными выборами, к чему провластные силы явно не готовы, хотя правовой механизм самороспуска парламента в Конституции не описан (прямым правом роспуска обладает только Президент, если ВР не сможет открыть заседание в течение 30 рабочих дней). Как крайний аргумент в запасе у «борцов с режимом» — уличные акции протеста и обещанная всеукраинская стачка. На полную и безоговорочную капитуляцию ни одна сторона пойти не готова.

Впрочем, компромисс был уже практически найден. Переговорщики не особо вдавались в подробности, но, судя по всему, к согласию могли прийти при формуле: главой НБУ остается Тигипко, комитеты возвращаются оппозиции, второе чтение бюджета остается в силе (на эту формулировку ни в коем случае не могли пойти «Регионы» и «Европейский выбор», а также частично «Наша Украина»). Загвоздка заключалась лишь в том, что «девятка» хотела принять все решения одновременно, чтобы гарантировать положительный результат для нового главного банкира, а «четверка» настаивала на раздельном голосовании — слишком уж велики сомнения в способности большинства собрать необходимые 226 голосов, мол, пусть сами попробуют продемонстрировать свою дееспособность. Как заметил спикер Владимир Литвин, согласованное постановление не понравилось одной фракции большинства и одной оппозиционной.

Виктор Ющенко выразил позицию своих единомышленников довольно четко — либо нам предъявляют пропавшие бюллетени, либо все спорные решения переголосовываем заново. Причем пообещал не препятствовать смене руководителя Нацбанка. В стане «большевиков» четкой позиции нет. Часть готова пойти на уступки во всем, кроме вопроса НБУ, другие не хотят отступать и в бюджетном вопросе, а третьи вообще не видят смысла в каких-либо компромиссах и склоняют коллег «додавить» противника. До конца недели позиция «партии войны» в большинстве не имела успеха — коллеги преимущественно не поддерживали радикальных заявлений Леонида Кравчука. Кое-кто, правда, обращал внимание на то, что Президент в это время находился за пределами Родины и, соответственно, не имел возможности убедительно донести до своих сторонников собственную точку зрения на будущее украинского парламентаризма. Все это время он избегал комментариев относительно происходящего в Верховной Раде, что, конечно, не означает его отстраненности. И, очевидно, именно от его позиции будет зависеть степень готовности большинства к компромиссам. Пока конфронтационная позиция власти достигла только консолидации оппозиции — Тимошенко, Мороз и Симоненко счастливы наконец увидеть в своей дружной компании еще и Ющенко, который уже соревнуется с ними в радикальности заявлений. Виктор Андреевич смещен из политического центра в крайне оппозиционный лагерь. Центристская ниша освобождается и, может быть, для нового «правильного мессии». Возможно, это и есть главная стратегическая победа Банковой в затянувшемся парламентском кризисе.

[На главную]

Сайт управляется системой uCoz