Президенту нужна народная поддержка. Инициированная им конституционная реформа сопровождается мощной административной кампанией по внедрению в массы идей перераспределения полномочий между ветвями власти. По масштабам сравнить ее можно разве что с подготовкой к так и не состоявшемуся референдуму 1996 г. о принятии президентского варианта Конституции. Вот только должность вице-премьера по политико-правовым вопросам пока не введена. Впрочем, эти функции с успехом выполняет глава Администрации Президента.
Не легче Гостелерадиокомитету вместе с Министерством юстиции, которые назначены ответственными за проведение «круглых столов», конференций, дискуссий с освещением их в эфире и на страницах периодики. Особенно когда искреннее желание выполнить указ Президента и организовать бурную дискуссию с привлечением всех политических сил, например в прямом эфире, сталкивается с неофициальной, но настойчивой «просьбой игнорировать».
Таким же образом организовано масштабное социологическое исследование. Президентский указ определяет перечень из четырех авторитетных социологических служб (Киевский международный институт социологии, Центр «Социс», Центр «Социальный мониторинг» и Украинский центр экономических и социальных исследований имени Разумкова), которые президентская администрация совместно с Академией наук должна пригласить к изучению общественного мнения. Сроку на выполнение поручения Леонида Кучмы остался месяц, но пока так никто никого никуда не пригласил, хотя финансовые ресурсы под все эти мероприятия Кабинет Министров должен был, по идее, изыскать. Так и не дождавшись госзаказа, социологи проводят работу за свой счет, на свое усмотрение и так, как считают необходимым. И, естественно, получают разные ответы на разные вопросы — никто не подумал о том, что исследования надо бы унифицировать.
Впрочем, есть у всех социологических служб общие результаты — несмотря на уже минувший первый месячник всенародного обсуждения, более трети населения вообще ничего не слышали о задуманной Президентом конституционной реформе. А из тех, кто слышал, поняли, о чем идет речь, по разным оценкам, от 17 до 34%.
В общем-то никаких грандиозных событий от этого заседания и не ждали. На то они и слушания, чтобы просто посидеть, поговорить, послушать… Ничего нового никто и не услышал. Пропрезидентские фракции сдержанно и с разной степенью осторожности поддержали президентские инициативы, правда, со своими оговорками: в основном критиковали идею двухпалатности парламента, а некоторые очень хотели выборности губернаторов. Социалисты с тимошенковцами объяснили, что Кучма на самом деле решил с помощью хитрых юридических уловок, оставшись президентом на два-три года сверх срока, усилить свои полномочия под прикрытием перехода к парламентско-президентской модели, и напомнили, что у них уже давно лежит готовый и одобренный Конституционным судом законопроект правильных изменений в Конституции. А самоуверенные ющенковцы уже без всякого стеснения саботировали реформу под лозунгом «Руки прочь от «Нашей Конституции!».
При этом всех, начиная от социологов и заканчивая депутатами, не покидает ощущение, что их «играют втемную». Участвовать в принятии столь судьбоносного решения им положено по нынешней профессии, но многим кажется, что они являются лишь статистами в чужом спектакле, где на сцену вот-вот должны выйти исполнители главных ролей. Ведь сценария никто так и не видел, о чем, собственно, пьеса, никто не знает, и финал конституционной эпопеи тем более для всех остается загадкой.