Собраться всем вместе и поговорить наконец по душам о политической реформе пригласил Президент лидеров всех парламентских фракций в понедельник. Встреча — давно ожидаемая и несколько раз переносившаяся с одной недели на другую. Не потому, что не готовы были депутаты, — они как раз уже истерзались мыслями о конституционных изменениях.
Не готов был Президент, выбиравший между как минимум четырьмя концепциями нового политического устройства государства, предложенными разными центрами влияния. Судя по всему, в очередной раз победила партия безысходных приверженцев парламентаризма. Накануне Леонид Кучма успел переговорить со всеми заинтересованными лицами. На аудиенции побывали не только руководители депутатских объединений «большой девятки» парламентского большинства, но и коммунисты, и даже Виктор Ющенко. Показания совпадают: Леонид Данилович, как и ожидалось, готов отказаться от идеи двухпалатного парламента и института «референдума прямого действия» (когда любые законы могут приниматься в обход парламента на всенародном голосовании). Однако он категорически настаивает на совмещении сроков выборов Верховной Рады и президента — в один год и на одинаковый срок в пять лет. Похоже, это и есть главная «фишка» политической реформы.
У представителей парламентского большинства, естественно, в ходе переговоров в минувшую среду особых возражений не возникло. Единственный вопрос, зависший в воздухе, — если совмещать выборы, то в каком году, 2004-м или 2006-м? Первый вариант означает для депутатов собственноручное сокращение своих полномочий на два года, что для большей части из них неприемлемо априори, несмотря на всю преданность Президенту. Второй — это продление на 24 месяца президентства Леонида Кучмы, что также не входит в планы очень многих, даже самых лояльных избранников. Есть еще третий, самый заманчивый — если уж каждой ветви власти по пятилетке, то и общие выборы в 2007-м. И Президенту плюс три года, и депутатам годик сверх положенного. Единственное «но» — оппозиция до последнего времени была против, а без нее конституционные изменения легитимным путем провести никак нельзя.
Впрочем, коммунисты в кругу оппозиционных товарищей уже намекнули, что в общем-то поддерживают «курс главы государства на построение парламентско-президентской республики». Как раз им больше всех может быть выгодно затягивание следующих парламентских выборов, поскольку с каждой новой каденцией они только теряют в конечной численности фракции — это уже тенденция. Лидер КПУ Петр Симоненко внес только одну существенную коррективу в план пролонгации полномочий. Он согласен на общие выборы-2007, но только если перед этим в 2004-м будет избран новый президент на три года.
Кстати, все эти ухищрения не снимают проблемы, сформулированной когда-то Виктором Мусиякой: как можно совместить выборы, если полномочия как президента, так и ВР могут быть прекращены досрочно. Ведь если, к примеру, президент посреди каденции на вполне законных основаниях распустит парламент и назначит новые выборы депутатов, тут же возникнет смещение в сроках. Неужели президенту в этом случае тоже уходить в отставку, чтобы сохранить закрепленную в Конституции синхронность выборов?
После встречи с Президентом загадочной остается и позиция «Нашей Украины». О чем говорили Виктор Андреевич с Леонидом Даниловичем, во фракции толком не знают. Завесу интимности приоткрывает только официальный комментарий пресс-службы главы государства: речь шла о политической реформе, предложенной Президентом. Другие источники утверждают, что якобы Ющенко поставил своему бывшему шефу три жестких условия: однопалатный парламент, неприменение незаконного референдума для принятия новой Конституции и введение в действие всех изменений после пропорциональных выборов в Верховную Раду. В общем-то последние предложения Леонида Кучмы не противоречат ни одной из «жестких» ющенковских установок, так что ультиматума явно не получилось, даже если такая цель действительно была. Больше никто из лидеров фракций такой высокой аудиенции не удостоился, хотя, по некоторым данным, серьезные разговоры о реформе с уполномоченными Банковой прошли у всех. В ходе этих встреч выяснялась граница компромиссов и делались окончательные предложения. Причем упор был именно на совмещении выборов…
Не теряет надежды провести «чистую» реформу без подводных камней один лишь Александр Мороз. Огонь в его глазах несколько подугас только после последних заседаний конституционной комиссии, которую он возглавляет на паритетных началах с зампредом парламента Геннадием Васильевым. Полное равнодушие к его стараниям опередить со своим законопроектом Президента там продемонстрировали не только представители парламентского большинства, не только «саботажники»-ющенковцы, но и до последнего времени лояльные коммунисты. Все это, правда, не помешало Морозу объявить в пятницу о том, что согласованный между фракциями текст законопроекта утвержден комиссией, готов к рассмотрению на сессии, и уже начался сбор подписей за внесение его в повестку дня. Осталось только найти 150 депутатских автографов…
Пересекутся ли два конституционных законопроекта в парламенте, пока не ясно. Леонид Кучма также планирует внести свой документ на рассмотрение Верховной Рады до конца недели. В то же время представитель Президента в парламенте Александр Задорожний уверен, что депутаты все-таки рассмотрят единый законопроект. При этом он ссылается на слова Кучмы о том, что позиция оппозиционной «четверки» значительно изменилась к лучшему. На вопрос, как это поможет состыковать два документа, он только загадочно улыбается. По своей ценности для закрепления парламентско-президентской республики они практически равнозначны. Морозовский проект только конкретизирует и уточняет множество нюансов, до сих пор позволявших власти манипулировать законодательным органом, как то: «трансфер» депутатов из фракции во фракцию, сомнительная практика «двойного вето» и, конечно же, практически заблокированная процедура импичмента. Это ерунда по сравнению с конституционной революцией, но в пункте о сроках выборов наблюдается явная нестыковка.
Ясно только, что Президент собирается и дальше настаивать на совмещении выборов, точнее, на проведении в год президентской кампании еще и досрочной парламентской. Зачем ему это надо, и как он собирается этим воспользоваться, для большинства остается загадкой. В принципе, стратегической задачей власти остается недопущение прихода к власти оппозиции, и в первую очередь Виктора Ющенко. Или на крайний случай — максимальное ограничение и дифференциация властных полномочий нового руководства страны. До последнего времени оппозиция не проявляла опасений по поводу возможности досрочных выборов ВР и даже в качестве угрозы иногда намекала на возможность самороспуска. За свой рейтинг и поддержку обществом оппозиционеры не переживают. Казалось бы, опасаться новых выборов следовало бы именно фракциям «девятки», которых вряд ли можно будет во второй раз объединить в «Единую Украину», а поодиночке у большинства из них не только шансы маловаты, но и главные конкуренты — среди нынешних союзников, так что драка неизбежна. Ясно одно, что в недрах Банковой появился план переформатирования парламента под новую систему власти «кланового плюрализма», который пока известен совсем немногим.