Леонид Кучма может остаться президентом и после 2004 г., несмотря на то что в обращении к народу подтвердил, что именно в этом году должны состояться президентские выборы. Такой вывод следует из анализа законопроекта о политреформе, который поступил в парламент с Банковой. В соответствии с этим документом дату следующих выборов главы государства должны определить сами депутаты, если Конституцию удастся модифицировать согласно президентскому плану.
Совмещение и синхронизация выборов всех избираемых органов власти — ключевое положение рожденного после девятимесячного вынашивания президентского проекта изменений в Конституции. Разработчики документа решили, что президента, Верховную Раду и местные органы власти следует избирать в один год на одинаковый для всех срок — пять лет. Мотивировка весьма натянута — страну не должно постоянно лихорадить от выборов. Как и прогнозировали аналитики, идеи двухпалатного парламента, референдума прямого действия и сокращения численности депутатов не выдержали испытания временем и пали жертвами компромиссов с оппозицией. Имеется в тексте и прямая норма о пропорциональных выборах народных депутатов — этого уже давно требовали оппозиционные фракции. В комплексе с остальными изменениями сейчас Леонид Кучма готов на эту уступку. Безусловно, там идет речь и о формировании правительства парламентом, точнее, его большинством. В этом и состоит суть парламентско-президентской республики. По представлению Президента Рада назначает премьера, кандидатуру которого предлагает большинство. Дальше депутаты назначают министров, которых предложит премьер.
Исключение составляют силовики и министр иностранных дел. Они позарез нужны главе государства для осуществления его представительских функций — быть гарантом прав и свобод граждан, верховным главнокомандующим и представлять державу на международной арене. Их Президент предполагает назначать с подачи премьера, а увольнять — по собственному желанию. Кроме министров обороны, МВД и иностранных дел, это и председатель СБУ, и начальники таможни, пограничной службы и ГНАУ. В этом же списке и губернаторы. Вот это уже идет вразрез со взглядами оппозиции, которая считает, что все рычаги исполнительной власти должны контролироваться законодательным органом. Оппозиция против предоставления президенту новых возможностей распускать Раду: за задержку с созданием большинства, назначением правительства и принятием бюджета. Есть еще несколько мелких новаций. Например, народным избранникам будет наконец запрещено выходить из фракций тех партий, по спискам которых они прошли в парламент. Интересен и реверанс в сторону Конституционного суда. Так, конституционные судьи получат возможность назначаться на повторный девятилетний срок. Леонид Кучма не забывает, кто должен дать положительные выводы экспертизы его законопроекта, а может, и чего другого...
Большинство из этих положений фактически не предлагают ничего нового. Проект политической реформы в этом виде, по сути, является проектом правовой легализации существующих отношений во властной элите. Глава государства в этой системе останется ключевой фигурой, поскольку все равно замыкает на себе законотворчество всесильным правом вето, получает новые возможности давить на парламент угрозой роспуска, не становясь при этом уязвимее для депутатского импичмента, а главное — сохраняет в руках все силовые рычаги в правительстве. Есть подозрения, что Леонид Кучма готовит такие полномочия явно не для представителя оппозиции, а может, даже и не для своего преемника...
Оппозиция с ходу усмотрела в инициативах Президента его намерение продлить свои полномочия. Хотя и не понимает до конца, как это у Кучмы может получиться. Лидер социалистов Александр Мороз, в частности, напоминает, что гарант в своем телеобращении подтвердил, что президентские выборы состоятся в 2004 г., но не сказал, будет ли баллотироваться сам. В качестве превентивной меры депутаты уже направили в Конституционный суд вопрос, может ли Кучма выставить свою кандидатуру в третий раз. А «Наша Украина» просто заявляет, что норма о проведении выборов в один год является «последней попыткой Президента продолжить срок своего пребывания у власти», не углубляясь при этом в детали. Фракция предлагает ввести мораторий на действие конституционных изменений до 2006 г., когда пройдут первые выборы на пропорциональной основе. Похоже, именно эти фракции намерены противостоять президентской реформе до последнего.
А вот коммунисты могут оказаться посговорчивее. Они уже с энтузиазмом включились в обсуждение возможных сроков следующих выборов. Ранее Петр Симоненко предложил провести в 2004 г. выборы «укороченного» президента, которого затем переизбрать вместе с парламентом в 2006 г., синхронизировав, таким образом, все избирательные часы. Ясно, что депутаты не готовы пойти на добровольное сокращение своих сроков и провести одновременные выборы президента и Верховной Рады в 2004 г., на что прозрачно намекает Леонид Кучма. Безусловно, Президент не мог не знать, что на самоограничение даже самые преданные ему депутаты не пойдут. Для эффективной реформы ему нужен почти полный консенсус в сессионном зале. Значит, он добивается чего-то другого.
Интересно, что для самого президентского законопроекта вопрос о сроках выборов — чисто теоретический. Президент великодушно позволил депутатам решить его отдельно и самостоятельно, не упоминая в конституционном документе конкретных дат. Просто в переходных положениях появилась одна фраза, смысл которой в следующем: сроки выборов (в частности и президента) и конкретный год, с которого начинается их совмещение, депутаты должны установить сами простым законом. Таким образом, если конституционные изменения будут приняты по версии Леонида Даниловича, достаточно будет простого большинства в 226 голосов, чтобы установить любую дату следующих президентских выборов: 2004, 2006, 2007, 2010, 2020... Все будет зависеть от желания большинства, которое в настоящий момент контролируется Президентом.
Реализовать эту схему не так уж сложно. Парламентскому большинству, насчитывающему сейчас более 230 голосов, достаточно склонить на свою сторону 60 коммунистов. Ну и еще 5–10 депутатов по сусекам наскрести для подстраховки. И 300 голосов, необходимых для внесения своих изменений в Конституцию, у Леонида Кучмы в кармане! Ведь по сути-то реформы у коммунистов особых вопросов нет, да и резервы для компромиссов еще остаются. Почему бы и не проголосовать за ограничение полномочий президента, за что боролись уже давно? А дальше, когда вдруг неожиданно возникнет вопрос о пролонгации полномочий Л. Кучмы, можно будет протестовать, блокировать трибуну, вырывать микрофоны... Дело будет успешно сделано и без них.
В парламентском большинстве не сомневаются, что 226 голосов за направление президентского законопроекта на экспертизу в КС уже есть — они готовы голосовать. Практически готов и альтернативный закон от конституционной комиссии ВР, курируемый Александром Морозом. На этой неделе его должны окончательно утвердить на заседании комиссии, а 150 подписей за включение его в повестку дня уже имеются. Разговоры о возможности согласования обоих документов и выписывания на их основе единого — малореальны. Известно, что Президент привык рассматривать свои законодательные инициативы как целостные творения, не подлежащие ревизии и даже легкой корректировке. Потому конкуренции двух законопроектов не избежать. Возможно, они даже оба отправятся в Конституционный суд. Но в сессионном зале в живых останется только один.