Ну вот и развязка. Украинская оппозиция напоролась именно на то, за что боролась полтора года. Власть в жестокой борьбе отвоевала те изменения, которые ей все это время настоятельно предлагали ее же оппоненты. Реформа обрела логичную и практически завершенную форму. Осталось лишь недоумение: ради чего страну лихорадило и разрывало на части баталиями вокруг изменений в Конституции, если в результате они оказались именно такими, каких изначально и хотели все?
3 февраля Верховная Рада на специально созванной для этого внеочередной сессии приняла изменения к спорному законопроекту №4105 о конституционных изменениях, за который 24 декабря проголосовало руками парламентское большинство вместе с коммунистами. Из текста удалили наиболее конфликтное положение, согласно которому право избирать президента с 2006 г. должно было достаться парламенту. Также была поддержана одна из рекомендаций Венецианской комиссии — сохранено пожизненное право избрания судей. Таким образом, теперь законопроект представляет собой чистый переход от президентско-парламентской к парламентско-президентской республике — Верховная Рада отбирает себе полномочия формировать Кабинет Министров, а президент получает «расширенное» право распускать парламент. Все «наносное» из текста удалили, оставили лишь «вечное», но тем самым было легитимизировано само «ручное» голосование, вызывавшее большие сомнения с точки зрения процедуры.
До этого момента Администрация Президента действовала по сложнейшему многоходовому плану, предполагавшему самые разные варианты продления собственной политической жизни. Она генерировала бесчисленное количество вариантов конституционной реформы, каждый из которых содержал свои подводные камни, но все сводились к одному — не дать шанса оппозиции получить власть в свои руки после выборов 2004-го. Не имея надежды победить оппонентов при нынешних правилах игры, власть пыталась поменять правила под себя.
Обо всем, что сопровождало длительный и изнуряющий марафон под названием «политреформа», мы писали неоднократно и подробно. Большой и жирной точкой стала уничижительная резолюция Парламентской Ассамблеи Совета Европы, в которой без лишней дипломатичности все вещи в украинской политической действительности были названы своими именами, а также четко сформулирована угроза исключения Украины из организации. Главное — политическая реформа накануне президентских выборов была признана несвоевременной, предвзятой и заангажированной. Эта позиция полностью совпала с чаяниями «Нашей Украины» и БЮТ получить своего президента с нынешними огромными полномочиями, но совершенно расходилась с желанием СПУ и КПУ во что бы то ни стало провести реформу до выборов и тем самым перенести центр политической тяжести в парламент.
Компромисс в Верховной Раде нашли моментально — фракция СПУ согласилась признать легитимность законопроекта №4105, если из него исключат не устраивающие ее статьи, в первую очередь о выборах президента парламентом. Парламентское большинство пошло на последнюю, решающую уступку, и реформе в стенах законодательного органа наконец-то был дан зеленый свет. «За» — 304 народных депутата, а это уже вселяет уверенность, что и второе чтение ей по зубам. Раздосадованной «Нашей Украине» осталось только провести ритуальный демарш с блокированием трибуны и вырыванием микрофонов у спикера.
Собственно, оппозиция могла бы только радоваться победе. Именно такая модель власти, которая заложена в окончательном тексте законопроекта, была предложена оппозиционной «четверкой» в инициированном «Нашей Украиной» соглашении о совместных действиях еще полтора года назад, сразу после парламентских выборов. Казалось бы, чего хотели, то и получили. Даже идеологи парламентского большинства на вопрос, а зачем, собственно, было так долго мутить воду, когда все равно все свелось к изначальным предложениям оппозиции, только хитро улыбаются, мол, нельзя же было все сдавать сразу и без боя, нужно было сохранить лицо...
Тем не менее не все оппозиционные фракции испытывают радость. «Наша Украина» и БЮТ откровенно разочарованы тем, что реформу не удалось заблокировать совсем. Вот ведь и Европа в лице ПАСЕ и ЕС прямо говорит о несвоевременности политреформы. Но действительно несвоевременной она является только для Виктора Ющенко, которому совсем не хочется стать в конце этого года «урезанным» президентом. Ему не нужен главный центр власти, размещенный в парламенте, здесь он играть не умеет и не хочет. Здесь вотчина Мороза, Симоненко и Медведчука. А вот эта «тройка» кажется, давно рассталась со своими президентскими амбициями и теперь объединена строительством новой политической системы «под себя», где править будет искусство политической интриги и компромисса.
Рано или поздно эти противоречия в оппозиции должны были проявиться. Изначально «четверку», а затем «тройку» объединяло только желание не допустить продления «эпохи Кучмы». После того как этот вопрос был снят с повестки дня, каждый в оппозиции занялся своим делом. Вдруг выяснилось, что интересы у них прямо противоположные. «Нашей Украине» с БЮТ нужно заранее укреплять свою будущую президентскую власть, а СПУ с коммунистами — не допустить возможности появления в будущем «нового Кучмы», ведь гарантий со стороны Ющенко нет никаких. Так что вопрос о едином кандидате от оппозиции остается открытым.
А политреформе теперь ничто не сможет помешать. Конечно, предстоит еще ее бурное обсуждение во втором чтении. Возможно, из текста будет изъято еще несколько спорных положений. Но заблокировать ее уже вряд ли кому-нибудь удастся. На подходе новый закон о парламентских выборах — широчайшее поле для противостояния с оппозицией и неоднократный в прошлом повод для парламентских кризисов. Оппозиция еще имеет шанс объединиться «против», а власть — проявить таланты кризисного менеджмента.