[На главную]

Охота к перемене мест

Не успев победить организованную преступность, Василий Дурдинец переключился на борьбу со стихийными бедствиями

Андрей Тычина, специально для "&"
"&" №15 (12.04.1999)

Очередная смена правительственных кресел одной из самых загадочных фигур украинского политикума генералом внутренней службы Василием Дурдинцом прошла для широкой общественности практически незамеченной. Президентским указом от 22 марта Дурдинец освобождён от обязанностей директора Национального бюро расследований и назначен на вакантную до последнего времени должность министра по чрезвычайным ситуациям. С учётом того, что на должности директора НБР обязанностей у него было не слишком много, в парламенте это событие прокомментировали однозначно - наконец-то Василий Васильевич, главный в стране специалист по нештатным ситуациям, нашёл себя.

Специалист широкого профиля

Блистательная карьера Василия Дурдинца заслуживает особого рассмотрения. С 1978 по 1991 год он работал заместителем, а затем первым заместителем министра внутренних дел Украины. С апреля 1991 по май 1994 в парламенте 12-го созыва года был председателем комиссии Верховной Рады по вопросам внешней и внутренней безопасности, первым заместителем председателя Верховной Рады Украины. При Кучме вернулся в правительство, и сразу на должность вице-премьер министра по вопросам государственной безопасности и чрезвычайных ситуаций. Затем, в 1996, стал первым вице-премьером в правительстве Лазаренко, а после отставки своего попавшего в немилость шефа успел даже в течении месяца поруководить Кабинетом министров.

При этом Дурдинец бессменно возглавлял созданный Леонидом Кучмой Координационный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. А количество возглавляемых им в те времена всевозможных правительственных комиссий по расследованиям и ликвидациям вообще не поддаётся никакому исчислению. Дурдинец с одинаковым успехом боролся с последствиями аварии на Диканевских очистных сооружениях и прочих паводково-оползневых ситуаций, возвращал в Украину незаконно хранящиеся за её пределами валютные ценности, боролся с коррумпированными чиновниками на различных местах, разбирался с опальными губернаторами и наводил порядок в угольной отрасли, даже занимался проблемой Черноморского флота и расчетами за российский газ.

Опыт борьбы со стихией Дурдинец накопил не малый, возглавляя в период своего вице-премьерства комиссию по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, которая имела в те времена огромные полномочия. При этом он ещё тогда активно лоббировал идею создания МинЧСа, которое бы замкнуло на себе всю работу по ликвидации последствий экологических катастроф и, соответственно, все связанные с этим колоссальные финансово-технические ресурсы. Этому способствовал соблазнительный пример соседней России, где пожарам, смерчам, паводкам и прочим стихийным бедствиям противостоит тщательно укомплектованное, вооруженное до зубов новейшей техникой и транспортом министерство по чрезвычайным ситуациям. Вооружённое в прямом смысле слова, так как имеет статус силовой структуры чуть ли не наравне с Минобороны. Идея была поддержана президентом и, хоть и в меньших масштабах, но реализована. Правда, Василию Васильевичу тогда возглавить эту структуры было не суждено. Его ждало новое, весьма оригинальное назначение. З0 июля 1997 года Указом президента он был назначен директором несуществующего ведомства - Национального бюро расследований.

Неудавшаяся инициатива

Изначально НБР задумывалось как орган, который бы сконцентрировал в своих руках всю работу по борьбе с коррупцией и организованной преступностью. По словам Василия Дурдинца, на НБР планировалось возложить досудебное следствие и оперативно-разыскную деятельность в особо сложных, резонансных, “громких” делах, которые не получили логического судебного завершения, в делах о должностных преступлениях, которые совершены сотрудниками высших органов государственной власти. Инициативная группа Дурдинца разработала целый пакет законопроектов, который бы закрепил статус Бюро в правовом поле. Однако, из этой затеи так до сих пор ничего и не вышло. Во время первого рассмотрения в парламенте, законопроекты Дурдинца с треском провалились. Депутаты даже отказались вносить соответствующую строку расходов в госбюджет и весь 98 год НБР просуществовало вообще без финансирования. Какие-то деньги Дурдинец всё-таки нашёл. Их даже хватило на евроремонт в специально выделенном под несуществующую структуру помещении на Печерске в Киеве на территории бывшей воинской части № 62 (Киевский военный гуманитарный институт), кабинеты которого так и не наполнились свежими делами и голосами десяти тысяч сотрудников. Повторное рассмотрение законопроектов уже в этом году закончилось полным фиаско Дурдинца, не смотря на то, что согласно госбюджету на НБР планируется потратить 20 миллионов гривен.

Причин такого непонимания со стороны народных депутатов есть несколько. Первую можно считать чисто экономической. Изначально, когда первым директором НБР был назначен Олег Литвак, предполагалось, что штат структуры будет насчитывать всего семьсот сотрудников. Дурдинец же предложил расширить его более чем в 10 раз, правда в итоге уменьшил это число до 2 - 2,5 тысяч человек. Получившийся в результате 30-миллионный бюджет (по тем временам - 15 миллионов долларов) не смотря на это остался, мягко говоря, впечатляющим. Хотя эту причину, конечно, вряд ли можно назвать основной.

Предполагалось, что к подследственности НБР будут относиться 37 статей Уголовного кодекса, под которые подпадают 300 видов преступлений. Среди них - бандитизм, захват заложников, торговля людьми, финансовые махинации, должностные преступления. Особый интерес вызывают расследования, связанные с проведением выборов, массовых акций протеста. На сегодняшний день расследованием подобных преступлений занимаются специально для этого созданные спецподразделения правоохранительных органов (УБОП в структуре МВД, управление “К” СБУ, соответствующие органы Генпрокуратуры). Понятно, что идея объединения этих структур под крышей НБР с переаттестацией сотрудников вызывала резкое неудовольствие их руководителей. Речь шла о существенном ограничении функций существующих правоохранительных органов, не говоря уже о неприятии идеи сотрудничества их работников, учитывая традиционный антагонизм между ГБистами и милиционерами. На последней пресс-конференции обо всех этих моментах прямо говорил председатель СБУ Анатолий Деркач.

С заботой о выборах

Согласно предложенным законопроектам, НБР должно было получить в своё распоряжение широкий арсенал оперативно-розыскных средств. Предусматривалось, что кроме прав, предусмотренных Уголовно-процессуальным законодательством, сотрудники НБР в частности смогут требовать у предприятий, организаций всех форм собственности информацию, документы, материалы, будут иметь право входить и осматривать жилые, служебные и производственные помещения, проверять документы, осматривать вещи и автотранспорт. Планировалось, что НБР будет иметь собственный институт офицеров действующего резерва, собственную агентурную сеть и следственный изолятор, будет иметь право поручать правоохранительным органам разработку соответствующих мероприятий и проведение отдельных операций. Отдельно указывалось на возможность выполнять по поручению президента “другие задания, направленные на обеспечение эффективности борьбы с организованной преступностью и коррупцией”, которые, очевидно, совсем уж не вписываются в рамки следствия и оперативно-розыскной работы.

Все эти огромные средства предполагалось сосредоточить в одних руках. Видимо, руки Дурдинца парламенту в первую очередь и не понравились. Ярый противник предложенных законопроектов Григорий Омельченко, считающий себя автором идеи создания НБР, назвал этот орган в президентской версии “политической жандармерией”. Более всего депутаты опасались превращения этой структуры в официальный орган “по обеспечению президента компроматом” и борьбы с политическими оппонентами. Теперь до президентских выборов эта опасность для них миновала.

Итоги борьбы

Трудно назвать переход Василия Дурдинца с места директора несуществующего органа в МинЧС понижением. Должность его называлась, конечно, красиво, но реально этот мощный чиновник все эти годы, если не считать обязанностей по проведению заседаний Координационного комитета по борьбе с коррупцией и оргпреступностью, просиживал без дела. В МинЧСе работы у него будет побольше, да и возможностей прибавится. Кресло же директора НБР с уходом Дурдинца на момент написания статьи остаётся вакантным. Кандидатура требуется такая, к которой парламент был бы более лоялен. Ходят упорные слухи, что давняя мечта Григория Омельченко возглавить придуманное им Бюро может стать реальностью. Сам он эти слухи не подтверждает, но и не опровергает. Условиями своего согласия Григорий Емельянович называет принятие парламентом законопроекта об НБР с внесёнными им предложениями, делающими эту структуру подконтрольной общественности, и начала серьёзных расследований “не взирая на лица”. Особенно на некоторые высокопоставленные лица как в правительстве, так и в парламенте. По мнению же Олега Литвака, с уходом Дурдинца идея НБР потеряла свою актуальность, поскольку “кроме Василия Васильевича оно никому не было нужно”. Разве что украинскому обществу, но кого это интересует...

Эксперты утверждают, что уровень коррумпированности власти в Украине настолько высок, что увеличением количества правоохранительных органов или затрат на антикоррупционные мероприятия значительно повлиять на ситуацию не удастся. Правоохранительные органы бессильны противостоять противозаконным действиям, если к ним причастны высшие эшелоны власти. В условиях тотальной коррупции, любые попытки заставить чиновников действовать силовыми методами или расширить контрольные функции, приводит лишь к дополнительным поборам. Для того, чтобы побороть коррупцию в середине власти, нужна политическая воля самой власти. Наличие таковой за последние годы не было замечено, и в ближайшее время не предвидеться.

[На главную]

Сайт управляется системой uCoz