Очередная смена правительственных кресел одной из самых загадочных фигур украинского политикума генералом внутренней службы Василием Дурдинцом прошла для широкой общественности практически незамеченной. Президентским указом от 22 марта Дурдинец освобождён от обязанностей директора Национального бюро расследований и назначен на вакантную до последнего времени должность министра по чрезвычайным ситуациям. С учётом того, что на должности директора НБР обязанностей у него было не слишком много, в парламенте это событие прокомментировали однозначно - наконец-то Василий Васильевич, главный в стране специалист по нештатным ситуациям, нашёл себя.
При этом Дурдинец бессменно возглавлял созданный Леонидом Кучмой Координационный комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией. А количество возглавляемых им в те времена всевозможных правительственных комиссий по расследованиям и ликвидациям вообще не поддаётся никакому исчислению. Дурдинец с одинаковым успехом боролся с последствиями аварии на Диканевских очистных сооружениях и прочих паводково-оползневых ситуаций, возвращал в Украину незаконно хранящиеся за её пределами валютные ценности, боролся с коррумпированными чиновниками на различных местах, разбирался с опальными губернаторами и наводил порядок в угольной отрасли, даже занимался проблемой Черноморского флота и расчетами за российский газ.
Опыт борьбы со стихией Дурдинец накопил не малый, возглавляя в период своего вице-премьерства комиссию по техногенно-экологической безопасности и чрезвычайным ситуациям, которая имела в те времена огромные полномочия. При этом он ещё тогда активно лоббировал идею создания МинЧСа, которое бы замкнуло на себе всю работу по ликвидации последствий экологических катастроф и, соответственно, все связанные с этим колоссальные финансово-технические ресурсы. Этому способствовал соблазнительный пример соседней России, где пожарам, смерчам, паводкам и прочим стихийным бедствиям противостоит тщательно укомплектованное, вооруженное до зубов новейшей техникой и транспортом министерство по чрезвычайным ситуациям. Вооружённое в прямом смысле слова, так как имеет статус силовой структуры чуть ли не наравне с Минобороны. Идея была поддержана президентом и, хоть и в меньших масштабах, но реализована. Правда, Василию Васильевичу тогда возглавить эту структуры было не суждено. Его ждало новое, весьма оригинальное назначение. З0 июля 1997 года Указом президента он был назначен директором несуществующего ведомства - Национального бюро расследований.
Причин такого непонимания со стороны народных депутатов есть несколько. Первую можно считать чисто экономической. Изначально, когда первым директором НБР был назначен Олег Литвак, предполагалось, что штат структуры будет насчитывать всего семьсот сотрудников. Дурдинец же предложил расширить его более чем в 10 раз, правда в итоге уменьшил это число до 2 - 2,5 тысяч человек. Получившийся в результате 30-миллионный бюджет (по тем временам - 15 миллионов долларов) не смотря на это остался, мягко говоря, впечатляющим. Хотя эту причину, конечно, вряд ли можно назвать основной.
Предполагалось, что к подследственности НБР будут относиться 37 статей Уголовного кодекса, под которые подпадают 300 видов преступлений. Среди них - бандитизм, захват заложников, торговля людьми, финансовые махинации, должностные преступления. Особый интерес вызывают расследования, связанные с проведением выборов, массовых акций протеста. На сегодняшний день расследованием подобных преступлений занимаются специально для этого созданные спецподразделения правоохранительных органов (УБОП в структуре МВД, управление “К” СБУ, соответствующие органы Генпрокуратуры). Понятно, что идея объединения этих структур под крышей НБР с переаттестацией сотрудников вызывала резкое неудовольствие их руководителей. Речь шла о существенном ограничении функций существующих правоохранительных органов, не говоря уже о неприятии идеи сотрудничества их работников, учитывая традиционный антагонизм между ГБистами и милиционерами. На последней пресс-конференции обо всех этих моментах прямо говорил председатель СБУ Анатолий Деркач.
Все эти огромные средства предполагалось сосредоточить в одних руках. Видимо, руки Дурдинца парламенту в первую очередь и не понравились. Ярый противник предложенных законопроектов Григорий Омельченко, считающий себя автором идеи создания НБР, назвал этот орган в президентской версии “политической жандармерией”. Более всего депутаты опасались превращения этой структуры в официальный орган “по обеспечению президента компроматом” и борьбы с политическими оппонентами. Теперь до президентских выборов эта опасность для них миновала.
Эксперты утверждают, что уровень коррумпированности власти в Украине настолько высок, что увеличением количества правоохранительных органов или затрат на антикоррупционные мероприятия значительно повлиять на ситуацию не удастся. Правоохранительные органы бессильны противостоять противозаконным действиям, если к ним причастны высшие эшелоны власти. В условиях тотальной коррупции, любые попытки заставить чиновников действовать силовыми методами или расширить контрольные функции, приводит лишь к дополнительным поборам. Для того, чтобы побороть коррупцию в середине власти, нужна политическая воля самой власти. Наличие таковой за последние годы не было замечено, и в ближайшее время не предвидеться.