Наследие Ющенко неизбежно будет довлеть над новым украинским правительством. Оно не обещает быть слишком богатым, но нельзя считать его состоящим из сплошных долгов. Завещание уже составлено, его содержание всем известно и тщательно проанализировано, однако адресат до сих пор не известен. Он не получит в свое распоряжение цветущий край всеобщего благоденствия, но и полной разрухой сложившуюся ситуацию назвать нельзя. Точнее, и с тем, и с другим ему придется столкнуться в равной степени, но в разных ситуациях. Преемник Виктора Андреевича унаследует от него две вещи: прорастающую после долгого застоя экономику и угнетенную до критического состояния политическую обстановку. Полтора года назад от премьера и его команды требовалось одно — как-то «вырулить» в тяжелейшей экономической ситуации, продемонстрировав в то же время «новизну» старой украинской власти всему прогрессивному человечеству. Многие считали его правительством самоубийц, полагая, что оно будет очень скоро принесено в жертву казавшемуся неизбежным дефолту. По идее, Ющенко должен был «пасть смертью храбрых» на поле боя за реформы, при этом оттянув на себя негатив за все экономические неурядицы и самоликвидировавшись как потенциально сильный политический игрок задолго до выборов. Вышло совсем наоборот. Образ Ющенко как национального героя, впервые переломившего экономические тенденции в сторону роста, будет еще долго жить в сердцах народа. Его правительство не будет похоронено в безымянной братской могиле «погибших в неравном бою» предшественников, а удостоится памятника юному герою, зверски замученному злобными «буржуинами в своем проклятом Буржуинстве». «Идут пионеры — салют Мальчишу». И с этими реалиями придется считаться новой исполнительной власти. Считаться готовы, причем очень многие. Потенциальными самоубийцами большинство претендентов никак не назовешь. Слово «премьерство» ныне звучит на редкость жизнеутверждающе. И «скамейка запасных» вдруг оказывается на удивление длинной.
Действительно, ни одно правительство в Украине не стартовало еще при таких благоприятных экономических условиях и одновременно с таким грузом ответственности. Судя по всему, ему не уготована Гераклова участь разгребать чужие авгиевы конюшни, с чем неизбежно приходилось сталкиваться всем предыдущим. Но и оправдать возможные собственные неудачи стратегическими ошибками предшественников теперь будет очень тяжело, даже если для этого будут основания. Вряд ли кто-то возьмется сейчас с уверенностью утверждать, является ли широко разрекламированный рост макроэкономических показателей проявлением заложенной командой Ющенко удачной стратегии реформ, либо же это суть красивая манипуляция цифрами изощренного в финансовых махинациях банкира. Последнее предположение в течение целого года обстоятельно обосновывалось многими СМИ, имеющими отношение к силам «антиющенковской коалиции». Настолько обстоятельно, что теперь, если поверить в искренность этих сил, закрадываются некоторые сомнения, сможет ли новая «команда реформаторов» если уж не развить успех предыдущей, то по крайней мере удержать выставленную ею планку: по выполнению бюджета, выплате зарплат и пенсий, погашению внешнего долга, росту ВВП и т. д. Потому серьезному обсуждению подлежат два актуальных варианта — должен ли место «павшего» занять новый сильный и перспективный «боец», или же это будет временщик, «пушечное мясо», который примет удар на себя; который решит максимум финансовых и админресурсных проблем новых «хозяев» страны; на которого будут списаны возможные проблемы и который тихо сойдет со сцены, не создавая никому лишних проблем.
Таким образом, потенциальных преемников можно с той или иной степенью вероятности отнести к одной из двух групп. По идее «Кабмин на час» не должны бы соглашаться возглавить Виктор Медведчук, Сергей Тигипко, Николай Азаров или Виктор Янукович, за которыми стоят слишком большие интересы и которые сами по себе представляют значительную часть этих интересов. Каждому из них нужна стабильная перспектива по крайней мере на ближайший год, позволяющая в спокойной обстановке, ни за что особо не неся ответственности, подготовиться к парламентским выборам. Заинтересованы они и в более отдаленной перспективе президентской кампании, особенно если эта перспектива вдруг резко приблизится. Уложение себя на алтарь служения Отечеству явно не должно входить в планы кого-либо из этой четверки. Это если по логике...
Трудно заподозрить в недальновидности и киевского мэра Александра Омельченко. Заставить его отказаться от собственной вотчины, где он ощущает себя полновластным и безраздельным хозяином, во имя процветания державы могут только железные гарантии долговременной неприкосновенности, которые не так-то просто обеспечить даже Президенту. Тем более что столица без своего хозяина неизбежно начнет скатываться в лапы его заклятых оппонентов из СДПУ(о), что по истечении премьерского срока сильно затруднит ему возвращение. Остальные претенденты на соискание премьерского кресла, как то Владимир Горбулин, Анатолий Кинах, Олег Дубина, Валерий Кирпа, Михаил Гладий или Василий Роговой, вполне могут подойти на роль «разменной фигуры», и тут ключевую роль будет играть то, какие дальнейшие планы по отношению к ним имеет Президент и готов ли он реально пожертвовать одним из этих людей. Впрочем, любая из этих фамилий вполне может переместиться и в первый список.
Формирование «временного правительства» имеет целый ряд преимуществ. Кроме уже названных, главное из них — отсутствие необходимости в согласовании кандидатуры премьера на всех уровнях. Безусловно, подготовительная работа все равно потребуется немалая, но она будет проходить в обстановке политической разрядки. В противном случае Президенту предстоит столкнуться с беспрецедентным комплексом взаимоисключающих интересов, разобраться в которых будет далеко не просто. Однако большинство участников процесса заинтересованы в скорейшем разрешении правительственного кризиса и предельной определенности на ближайшую перспективу.
Без сомнения, новое правительство должно будет полностью устраивать Москву. Впрочем, после Ющенко практически любая кандидатура выглядит в этом отношении вполне сносно. Особый интерес для россиян могут представлять и Тигипко, и Азаров, и Янукович. Украинские национальные интересы у них неразрывно связаны с российскими. Все они представляют капитал, в той или иной степени завязанный на российские бизнес-круги, и, следовательно, выглядят если не управляемыми, то по крайней мере вполне сговорчивыми. Большинство остальных кандидатур являются для Москвы «темными лошадками», поскольку не успели еще ярко проявить свой внешнеполитический вектор, а при необходимости могут его легко изменить, колеблясь «вместе с генеральной линией». Лишь Горбулин и Омельченко имеют более подмоченную репутацию: один своими давними брюссельскими контактами, а другой — былыми политическими связями со столичными национал-патриотами. Хотя убедить россиян в невинности этих шалостей, видимо, будет нетрудно, особенно в отношении Горбулина. Не зря в российской прессе его периодически называют в числе наиболее вероятных преемников Ющенко именно благодаря легкому налету прозападности в его имидже. И хотя для Президента удобно было бы при пророссийском премьере стать главным западником страны побеждающей, но никак не могущей победить левизны, окончательно сбрасывать со счетов мнение Запада Леонид Кучма не может и, очевидно, не сможет никогда. Позиция Европы и Америки предельно четка и уже недвусмысленно сформулирована в посланиях лидеров многих просвещенных стран по случаю безвременной кончины Кабинета Ющенко: новое украинское правительство должно сохранить преданность курсу реформ, который был определен Президентом в начале его правления, и сам Леонид Кучма должен стать тому гарантом. За дипломатичной формулировкой — небывалая жесткость. Все должно быть как при Ющенко, или ждите проблем. Как минимум — значительного охлаждения отношений между Украиной и цивилизованным миром, в первую очередь в делах финансовых. Естественно, Запад предпочитает судить о любых должностных лицах по делам их, и свою оценку новому главе правительства выставит лишь через некоторое время, но очевидно, что назначение любой одиозной политической фигуры либо имеющей непосредственное отношение к именитым украинским кланам будет востпринято именно как изменение курса. И Медведчука, и Азарова, и даже Тигипко западный народ по простоте душевной вполне может посчитать личностями крайне сомнительными, что, естественно, снижает их шансы оказаться на вершине исполнительной власти.
Следующий этап согласования — одобрение «красных», без поддержки которых при нынешнем парламентском раскладе не имеет шансов пройти голосование в Верховной Раде практически ни одна кандидатура. Фракция Компартии успешно возвратила себе статус держателя «золотой акции» и без особых усилий вернула политическую ситуацию к состоянию начала прошлого года, когда ни одно решение не могло пройти без их согласия. У них в руках уникальный шанс выйти из годичного состояния «униженных и оскорбленных», взяв реванш как у национал-демократов, так и у олигархов, чем они, без сомнения, не преминут воспользоваться. Заявления лидеров КПУ о неприемлемости «клановых» кандидатур и готовности самостоятельно сформировать правительство, взяв на себя ответственность за состояние дел в стране, не являются только лишь демонстрацией мускулов. Безусловно, Станислав Гуренко премьером не будет. Для этого Украина как минимум должна пройти молдавский путь парламентской революции, чего Президент, да и пожалуй, общество, не позволят ни при каких обстоятельствах. Но свои амбиции коммунисты продемонстрировали, и планка для начала любых торгов ими установлена чрезвычайно высокая. Ценой их согласия может стать не только возвращение безраздельной власти над парламентом, но и ряд правительственных портфелей (в частности, о Гуренко всерьез говорят как о сильном министре топлива и энергетики), что в совокупности даст неплохую возможность поиграться на выборах собственным административным и финансовым ресурсом.
В то же время среди «буржуинов» зреет твердая убежденность, что интересы коммунистов должны лежать исключительно вне стен Кабмина. Судя по всему, «деньги» коммунисты намерены требовать утром, а «стулья» пообещают не раньше вечера, поскольку первую часть «совместного проекта» они уже добросовестно выполнили, проголосовав за отставку Ющенко. Во избежание распространенного в кругах их партнеров «кидалова», они просто вынуждены будут требовать «предоплаты». К тому же «ленинцы» намерены добиваться соответствия «морального облика» предлагаемых им на рассмотрение кандидатур их партийным представлениям о честном и достойном чиновнике высшего ранга: «сильный управленец, хорошо ориентирующийся в современных экономических реалиях, но не испачканный связями с кланами». Если следовать этому определению буквально, большая часть кандидатур вообще отпадает. Известно, правда, что коммунисты абсолютно благосклонно относятся к Александру Омельченко, уважают Анатолия Кинаха и могут терпеть Владимира Горбулина (хотя не факт). Категорическое неприятие у них возбуждает Виктор Медведчук, им никак не удается найти общий язык с Сергеем Тигипко, а Николай Азаров вызывает некоторую настороженность. Остальные варианты вполне подлежат обсуждению, и все будет зависеть от весомости высказанных аргументов.
Главными субъектами политического торга остаются влиятельные финансово-политические группы. Некоторые уже высказали свою позицию. В частности, «Демсоюз» отказывается от выдвижения собственного кандидата и будет голосовать за компромиссную фигуру, способную удовлетворить претензии всех группировок, а «Трудовая Украина» вообще проголосует за любую предложенную Президентом кандидатуру. СДПУ(о), видимо, будет придерживаться агрессивной наступательной тактики, что сильно снижает шансы любого их ставленника. Кстати, впервые член фракции СДПУ(о) — Андресюк — публично заявил о желании соплеменников увидеть в кресле премьера Виктора Медведчука.
В стане остальных конкурирующих групп пока тихо, что может свидетельствовать как об их крайней осторожности, так и о пассивности. Так или иначе, а назначение руководителем высшего органа исполнительной власти человека, имеющего прямое отношение к любому из кланов, выглядит крайне сомнительным в силу особо развитого у этих самых кланов инстинкта самосохранения. Вряд ли ошибку 96-го года позволят себе повторить как олигархи, так и Президент. Главный руль страны может быть доверен исключительно человеку, хотя бы кажущемуся управляемым и поддающимся на лоббирование конкретных людей и идей. Опять-таки, все те же Медведчук, Тигипко, Азаров и Янукович явно не производят впечатление людей незаангажированных и податливых. Многие из опрошенных серьезных людей, принимающих участие в консультациях по поводу нового правительства, сходятся на том, что прерогатива выбора подходящего премьера останется за Президентом, как и записано в Конституции, и ни один из представителей парламентских партий не имеет шансов. А разделу в будущем подлежат исключительно отдельные министерские портфели (по мнению секретаря СНБО Евгения Марчука, ключевые министры сохранят за собой посты), но это будет уже совсем другая история рождения «чисто украинского» варианта коалиционного правительства. При исключении из процесса коммунистов это будет уникальный случай формирования правительства коалицией парламентского меньшинства, поскольку правые объявили, что полностью устраняются от участия в процессе. Единственная кандидатура, к которой они могут проявить хоть какой-то интерес, — Александр Омельченко, победивший в свое время на выборах мэра при активном содействии ПРП с союзниками и сохранявший с ними до последнего времени нормальные отношения. Между прочим, и с Ющенко мэр — далеко не враги. Но пока в кругах патриотов преобладает твердая убежденность в нереальности любых компромиссов.
Президенту предстоит непростой выбор, но он обещает сделать его к 15 мая, после краткосрочного отдыха в Крыму, в который по сути вылилась его однодневная рабочая поездка на полуостров. Можно смело предположить: на ЮБК обязательно потянутся гонцы из столицы для продолжения консультаций и изложения своих аргументов. Люди, близкие к администрации Президента, утверждают, что рабочая кандидатура была согласована еще месяц назад, и намекают на одного из действующих губернаторов. Впрочем, это лишь рабочий вариант, один из 8—10. В ближайшие дни Президенту предстоит выслушать еще массу аргументов, способных радикально повлиять на его предпочтения. Но в случае, если этот вариант окажется окончательным, мы сможем наблюдать стремительный выход на политическую арену и легализацию одной из мощнейших региональных элит, и за год до парламентских выборов в Украине может появиться новый «хозяин».
Сегодня ясно: однозначного ответа на вопрос, кто персонально будет руководить украинской экономикой в течение ближайшего года, нет. «Премьериада» может растянуться на несколько этапов, когда различные кандидатуры будут подаваться на рассмотрение парламента последовательно одна за другой, пока наконец в Верховной Раде не созреет хоть какое-то подобие коалиции. Первую проверку на прочность «коммуно-олигархическое большинство» уже прошло. Если будет выдержано и второе испытание, можно будет подумать и об официальном оформлении отношений.