Всё, что ни делается, – всё к выборам. Всё происходящее в стране сегодня подчинено логике борьбы власти (как конгломерата договорившихся о распределении прибылей крупнейших собственников) за самосохранение. Даже если у власти и нет чёткого сценария предвыборной кампании на ближайшие полтора года, всё равно ни одно заметное событие в стране не может произойти без предварительной оценки на соответствие стратегическому плану или уж во всяком случае без последующего вписывания его в ясный контекст – Ющенко не должен победить. Любой олигарх убедительно объяснит почему.
А для того, чтобы Ющенко не стал победителем президентского «забега», первейшая задача власти – не допустить его выхода во второй тур избирательной кампании. При соблюдении хотя бы относительной демократичности и прозрачности выборов во втором туре Ющенко практически непобедим, кто бы ни стал его противником. Особенно если это будет ставленник власти. Результаты последней парламентской кампании показали, что народ в абсолютном большинстве будет голосовать за что угодно, только не за существующий политический режим…
Второй тур с Ющенко однозначно подталкивает власть к применению кризисных технологий – сверхмасштабных фальсификаций, радикальных судебных решений, «КамАЗов»… Опасность революции даже в этом случае остаётся незначительной – Украина не Югославия. Впрочем, бесповоротное превращение Украины в государство-изгой также не должно улыбаться её элите – в этой стране ей жить.
Существует, конечно, вариант появления ближе к началу официальной избирательной кампании некой «новой альтернативы» – кандидата, равноудалённого от основных кланов, ранее не замаранного большой политикой, сильного и критически настроенного как по отношению к власти, так и к оппозиции. Такой кандидат должен получить мощнейший электоральный заряд (в Украине, конечно, нет войны, но стихийные бедствия и техногенные катастрофы случаются часто) и полное содействие со стороны всех основных околовластных групп влияния. Он должен прийти на очищенное от Ющенко центристское электоральное поле – Виктора Андреевича неумолимо будут подталкивать к радикальной оппозиции и неизбежно будут с ней связывать, хочет он того или нет. Уличные акции протеста, если он примет в них участие, окажутся как нельзя кстати. Именно экс-премьера будут подавать как их главного (пускай и не явного) организатора и идейного вдохновителя, и уставший от политических скандалов избиратель может невольно оглянуться вокруг в поисках третьей силы. Другое дело, что слишком велик для власти риск провалить кампанию, слишком велика для олигархов опасность непредсказуемого поведения их непроверенного «в деле» ставленника в дальнейшем. Да и нет, по крайней мере, пока этого кандидата.
Более цивилизованный путь предполагает выведение во второй тур вместе с условным «преемником» некую альтернативу Ющенко, кою функцию может сыграть любой из существующих или виртуальных оппозиционеров. И тут открывается широкий простор для стратегического планирования мероприятий по «разведению» оппозиции, на чём власть сейчас должна сосредоточить усилия в работе со своими оппонентами.
Лучше всех против Ющенко может «сработать» Тимошенко. Во-первых, Виктор Андреевич и Юлия Владимировна «пасутся» на сильно пересекающихся электоральных полях, и, уходя в самостоятельное предвыборное плавание, она способна забрать с собой часть его «симпатиков». Наверное, в БЮТ пока не исключают такого варианта. С точки зрения политической технологии, Тимошенко легко поддаётся «раскрутке» (ещё одно представление Генпрокуратуры, арест, наконец), особенно при режиме «игнор» для Ющенко, и так же легко уничтожается во втором туре. Хотя бы потому, что частью социума она по-прежнему воспринимается олигарх. Но, в принципе, с ней можно договариваться. И если Виктору Андреевичу, этого не позволит сделать окружение (которому совсем не нужен такой премьер), то этим может воспользоваться и кто-то другой.
Объявление Тимошенко лучшей клиенткой Лукьяновки и главным врагом Ющенко его же устами (точнее, подписью) – элементы очевидной политической технологии. Старательно продемонстрированные СМИ антиющенковские акции протеста во Львове, Тернополе, Ивано-Франковске и Киеве, проведённые фактически от имени лидера БЮТ – тоже. Подобное информационное прикрытие может быть использовано как для оправдания дальнейших провокаций против того же Ющенко, и как формальный повод для их возможного развода. Акция выглядит явно незавершённой. Можно предположить, что для неё просто выбрали неудачное время и немножко сплоховали с реализацией, но в любом случае продолжение просто напрашивается.
Не менее лакомым куском для власти остаётся и Пётр Симоненко. Идеал избирательной кампании власти в варианте 99-го — «красная угроза» повторить, конечно, не удастся. Не тот уже электорат, не тот Пётр Николаевич. Но сыграть ещё одну партию в выборы он не должен – он просто обязан. Коммунисты прекрасно понимают, что их приверженцы в большинстве никогда не проголосуют за проамериканского праволиберала Ющенко, а значит, их голоса в лучшем случае останутся в нейтрале, а может, и попадут в чужую корзину. В то же время рассредоточение сил оппозиции крайне выгодно власти, такого кандидата, как лидер КПУ, она должна холить и лелеять, подкармливать материально и духовно – чистым телеэфиром. При этом всячески демонстрировать глубочайшие противоречия в оппозиции. Те же парламентские дебаты по поводу возможной отправки украинского химбатальона в Персидский залив, ожидаемые на следующей неделе, – шикарный повод продемонстрировать несовместимость двух внешнеполитических векторов в рамках одного политического движения. Естественно, на фоне конструктивной позиции пропрезидентских фракций, обуславливающих появление украинского химбата в зоне конфликта исключительно мандатом ООН.
Власть должна остаться в стороне от решения. Доказывать необходимость персидской командировки 19-го батальона – это удел правых, если они, конечно, рискнут своим рейтингом. Ведь абсолютное большинство населения, в том числе и приверженцев Ющенко, вообще против войны в Ираке. Неожиданно возникший из небытия лидер СДС Сергей Пересунько весьма вовремя описал все негативы участия украинцев в войне. Это и значительные финансовые потери, и сомнительные геополитические последствия отхода Украины от нейтральной позиции в конфликте, и, наконец, моральный аспект, мол, украинским «слоникам» только и могут доверить, что убирать за нагадившими ядерным оружием американцами. А тут ещё СБУ вроде как всерьёз занялась отработкой мер по предотвращению возможных терактов. И поскольку разрешение на персидскую командировку 19-го батальона должен дать парламент, то – смотрите результаты поимённого голосования…
Ну а если Симоненко так и не решится ступить на скользкую избирательную дорожку, следует позаботиться и об отборе по мере возможности его голосов. Свою небольшую часть сможет получить на коммунистическом поле б/у проект ПСПУ, который, хотя и вызывает у большинства более чем недоверие, но всё ещё имеет небольшую группку фанатичных сторонников. Да и россиянам должно понравиться, что от Украины в Персидском кризисе примет участие не только химбат, но и какой-никакой живой щит. Антивоенную риторику пламенная Наталья Михайловна отрабатывает гораздо мощнее своих товарищей по коммунистическому лагерю, что, конечно, немного бьёт и по правым. Проект малоэффективный, но зато уже хорошо отработанный, нересурсоёмкий, требует лишь планомерной медийной поддержки со стороны власти и небольших донорских вливаний.
Наконец, власть должна застолбить за собой роль главного интегратора постсоветского пространства. Очень кстати, после того как Украина возглавила СНГ, пришёлся ещё и российский проект ЕЭП (Единое экономическое пространство), апогей реализации которого выпадает как раз на начало активной части предвыборной кампании. Даже в таком сугубо экономическом начинании имеется очевидная внутриполитическая составляющая – оттягивание пророссийского электората от не оправдавших надежд коммунистов в пользу ставленника власти. Правда, для этого «преемник» должен будет занять активную позицию в построении нового межгосударственного образования, что предполагает и наличие у него дающей соответствующие полномочия должности – желательно не ниже премьерской.
Таким образом, наилучшие стартовые возможности для дальнейшей раскрутки традиционно имеет премьер. Виктор Янукович в последнее время зачастил в телестудии и редакции газет, при этом совершенно не опасаясь быть обвинённым в создании собственного политического имиджа. Конёк правительства – кардинальное повышение зарплат бюджетникам с лета этого года – ещё требует большой работы и изыскания огромных средств, но является, безусловно, лучшим и вполне легальным пиаром за бюджетные деньги. Янукович имеет резерв не только как потенциальный «наследник», но и как вариант «украинского Примакова», той самой неопределённой пока третьей силы. В случае, если его место решат освободить для кого-то другого, имеющего большие шансы, главный донетчанин вполне способен сыграть роль обиженного, умеренного, но последовательного оппонента власти, не связанного с «обанкротившейся оппозицией».
Не отстаёт от премьера, а в чём-то его и опережает и новый глава Нацбанка Сергей Тигипко. Его стартовая площадка, правда, не такая удачная. К большому сожалению, новую валюту ввести уже нельзя, а удерживать от инфляции старую – работа малозаметная и неблагодарная. Впрочем, это не мешает Сергею Леонидовичу ежедневно появляться на публике пред телекамеры или хотя бы диктофоны и забивать ленты информагенств своими сообщениями. Главные меседжи – «все на борьбу с отмыванием грязных денег» и «снизим процентные ставки по кредитам для частных лиц до минимума». И если грязные деньги для большинства – понятие весьма абстрактное, хотя, очевидно, благородное, то кредит на покупку квартиры, машины или просто пылесоса сейчас может получить каждый, как и ощутить на собственном кармане размер этой самой процентной ставки. Но для полноценной президентской кампании этого явно маловато – размах не тот, без премьерской должности ему никак не обойтись.
В запасе есть ещё Владимир Литвин, который уверяет, что не хочет в президенты, но если Родина позовёт, то деваться ему некуда – такие прецеденты уже были. Спикер пока остаётся в тени основного государственного пиара, что позволяет ему делать самостоятельные политические движения и периодически повергать Банковую в шок идущими вразрез с генеральной линией заявлениями. Пока Литвина можно рассматривать только как запасной вариант. Тогда как Медведчука рассматривать нельзя вообще никак. Похоже, на сегодняшний день это строго воспрещено. Глава президентской администрации уже давно не появлялся на телеэкранах, он возвратил себе образ «серого кардинала» и ведёт сугубо штабную работу. Что не исключает возможности предложения им своих аргументов шефу в пользу своего «преемничества».
Пока же все претенденты нужны, все кандидаты важны. И равны в шансах. Для них создана благоприятная конкурентная среда, в которой за полгода-год должен определиться сильнейший и наиболее жизнеспособный экземпляр. Пусть победившего определит объективный рейтинг по итогам некоего периода с учётом, естественно, шансов на дальнейшую раскрутку. На ней власть должна будет сосредоточить все ресурсы своей кампании, не забывая, конечно, и о том, кто должен будет удачно оттенить «наследника» во втором туре. Впрочем, рейтинги – штука жёсткая и упрямая, сплошная математика. Не пустить Ющенко во второй тур – значит добиться лучшего, чем у него, результата сразу для двух кандидатов, что осуществить крайне сложно. Ведь свои 25% он может в принципе получить даже в том случае, если не будет делать вообще ничего.
Если власть осознает, что победить Ющенко не реально, она должна будет сделать только одно – постараться сохраниться в его же лице, естественно, получив хоть какие-то гарантии спокойного будущего в обмен на ненападение. (Кто же им даст, да и кто в них поверит…) Тем не менее многие до сих пор уверены: единственный способ лишить Ющенко возможности пожинать плоды будущей победы – помочь ему победить. Многие до сих пор убеждены, что именно он – лучший кандидат на роль «преемника».